Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Курс Нацбанка: финансовая система адаптировалась к новым условиям

СергеЙ КАЛЕЧИЦ

Главной темой расширенного заседания Правления Нацбанка стало подведение итогов реализации денежно-кредитной политики в 2022 г. и определение основных задач на 2023 год. Доклады опубликованы на сайте регулятора.

Наибольший интерес представляет выступление первого заместителя председателя правления Нацбанка
Сергея Калечица.

Как отмечает руководитель, деятельность НБ РБ в 2022 г. во многом определялась широким спектром внутренних и внешних вызовов, с которыми пришлось столкнуться национальной экономике и финансовому сектору Беларуси. Это продолжающееся влияние негативных тенденций в мировой экономике, таких как сбои в цепочках поставок, повышенный проинфляционный фон, ужесточение денежно-кредитной политики центробанками ведущих стран мира.

В начале 2022 г. к неблагоприятным условиям, имевшим место в 2021 г., добавились новые, связанные с геополитическими событиями марта 2022 г. В совокупности все эти факторы потребовали от госорганов реализации широкого комплекса мер, направленных на минимизацию негативного воздействия санкций, обеспечение макроэкономической сбалансированности и расширение поддержки экономики. И Нацбанк не стал исключением: его приоритеты сместились на оказание помощи белорусским производителям в адаптации к новым экономическим реалиям при сохранении ценовой и финансовой стабильности в стране. И сегодня С. Калечиц, как представитель Нацбанка, считает эту задачу выполненной, хотя не все прогнозные показатели достигнуты.

Кредитное плечо для поддержки белорусской экономики

Одним из главных направлений деятельности НБ РБ в 2022 г. стало расширение финансовой поддержки белорусских предприятий со стороны банковского сектора. Одновременно регулятором был принят комплекс контрциклических мер, связанный со смягчением ряда пруденциальных требований, позволивший банкам пережить кризис ликвидности, возникший в марте-апреле 2022 г. Так, с 1 марта 2022 г. приостановлено действие расчетных величин стандартного риска для новых кредитов, что дало возможность банковскому сектору более гибко реагировать на рост системных рисков в связи с санкционным давлением и повысить ставки по вновь открываемым вкладам. Одновременно банками были введены лимитные ограничения на выдачу денежных средств и совершение операций с платежными картами, единовременный характер которых позволяет подозревать здесь наличие «невидимой руки» регулятора, хотя С. Калечиц никак не прокомментировал введение данных мер.

Важной составляющей политики Нацбанка по преодолению дефицита ликвидности стало проведение аукционов по предоставлению крат­косрочного финансирования, ставки по которым в наиболее «горячий» период достигали 30,49% годовых. В результате средний уровень рублевой ликвидности банковской системы в 2022 г. составил порядка 4 млрд руб.

По мере нарастания избыточной рублевой ликвидности в банках регулятор с июля 2022 г. приостановил проведение депозитных аукционов по привлечению средств банков, чтобы простимулировать перераспределение средств в пользу увеличения объемов кредитования, что привело к снижению стоимости кредитных ресурсов. Так, средняя процентная ставка по новым кредитам в национальной валюте, предоставленным субъектам хозяйствования на рыночных условиях, со второй половины 2022 г. демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. В декабре 2022 г. она сложилась на уровне 10,2% годовых, что фактически вдвое ниже пиковых значений апреля 2022 г. и на 3,7 процентного пункта меньше, чем в декабре 2021 г.

Одновременно произошло изменение структуры спроса на кредитные ресурсы. Для снижения валютных рисков организации ускоренными темпами сокращали задолженность по кредитам в иностранной валюте и предъявляли повышенный спрос на рубли. Суммарный объем кредитной поддержки реального сектора экономики со стороны банков (с учетом Банка развития) в 2022 г. прирос на 13,3% и составил 119,6 млрд руб. При этом в белорусских рублях он увеличился на 44,5%, до 81,3 млрд руб. Расчеты регулятора показывают, что без применения контрциклических мер банки не смогли бы предоставить экономике денежные средства в таком объеме.

Еще 3 млрд руб. предоставлены предприятиям лизинговыми организациями. Значительная поддержка оказана организациям агропромышленного комплекса. В соответствии с принятыми НПА им направлены кредитные ресурсы в сумме 2,6 млрд руб.

Большое внимание уделялось поддержке экспортеров. За 2022 год объем финансирования экспорта составил порядка 3,4 млрд руб., из которых 89% – привлеченные, т.е. кредитные, средства. По сравнению с 2021 г. прирост объемов экспортного кредитования – более 54%. Значимый объем кредитов выдавался субъектам хозяйствования на льготных условиях, по ставкам существенно ниже рыночных. За прошедший год объем таких кредитов составил 7,1 млрд руб. Средний уровень процентных ставок по ним в 2022 г. – 6,9% годовых в национальной валюте.

Активно осуществлялось жилищное кредитование: за 2022 год банками предоставлено населению кредитных ресурсов на сумму 1,6 млрд руб., а сохранение на неизменном уровне ставок по ранее заключенным кредитным договорам на финансирование недвижимости до конца 2022 г. оказало значительную поддержку населению. Как сообщил С. Калечиц, банками приняты решения по сохранению данных подходов и в текущем году.

В соответствии с основными программными документами на 2023 год белорусские банки будут по-прежнему ориентированы на расширение кредитной поддержки экономической и инвестиционной активности в стране. Годовой прирост требований банков к экономике запланирован на 2023 год на уровне 17–21%. При этом спрос на инвестиционные кредиты оценивается в объеме 15 млрд руб. Одновременно должна быть обеспечена ценовая доступность кредитных ресурсов. В прогнозируемых условиях уровень средних процентных ставок по новым кредитам банков на конец 2023 г. не должен превысить 12% годовых.

По мере замедления инфляции и при отсутствии новых шоков Нацбанк намерен осуществлять постепенное снижение ставки рефинансирования. Первый шаг уже сделан – с 23 января 2023 г. она уменьшена на 50 базисных пунктов (б.п.), до 11,5% годовых. Среднее значение ставки рефинансирования за 2023 год оценивается около 10–11% годовых, что подразумевает ее потенциальное снижение до конца года еще на 50–150 б.п.

Сберегательные процессы восстановились

Важную роль для обеспечения увеличения объемов кредитования сыграли усилия Нацбанка по восстановлению сберегательных процессов и противодействие оттоку средств из банковской системы. По данным регулятора, в 2022 г. валютные организованные сбережения населения сократились на 637 млн USD и основная часть их оттока пришлась на I квартал 2022 г. В последующие месяцы прирост средств, размещенных населением в банках, восстановился, но он по-прежнему остается незначительным – порядка 74 млн USD за 9 месяцев.

В сегменте рублевых вкладов ситуация складывалась лучше, прежде всего за счет обеспечения достаточно привлекательного уровня доходности по долгосрочным депозитам. К концу 2022 г. доходность по вкладам, размещаемым на срок свыше одного года, превышала доходность по краткосрочным вкладам практически в два раза. В результате по итогам 2022 г. объем срочных руб­левых депозитов населения в банковском секторе увеличился на 25%, или на 1,3 млрд руб.

При этом на 1 января 2023 г. доля долгосрочных депозитов в общем объеме срочных и условных вкладов населения составила почти 70%. В 2023 г. Нацбанк ожидает от банковского сектора укрепления ресурсного потенциала и выстраивания взвешенной и последовательной процентной политики, которая должна обеспечивать непрерывность сберегательного процесса с акцентом на большую привлекательность долгосрочных вкладов.

Инфляция: однозначная в I квартале и 7–8% до конца 2023 г.

Когда Сергей Калечиц отмечал, что некоторые прогнозные параметры Нацбанку не удалось выполнить, он прежде всего имел в виду инфляцию. По итогам 2022 г. прирост потребительских цен в Беларуси составил 12,8%, более чем в два раза превысив целевой уровень – 6%. При этом цены и тарифы, входящие в расчет базовой инфляции, в годовом выражении выросли на 14%. Отмечая повышенный проинфляционный фон, характерный для большинства стран мира, докладчик сделал интересное, на наш взгляд, замечание – высокое значение ценовых индексов по итогам года во многом является результатом влияния динамики цен, сложившейся в одном месяце. Только в марте 2022 г. вследствие геополитических событий потребительские цены приросли на 6,1%. Без учета данного всплеска цен среднемесячные темпы инфляции в 2022 г. сложились на уровне 0,6% против 0,8% годом ранее, т.е. не превысили значения прошлого года.

Более значимому замедлению инфляции препятствовал ряд факторов. Прежде всего, ослабление белорусского рубля к российскому в конце первой половины 2022 г. Данный фактор позволил поддержать ценовую конкурентоспособность отечественного экспорта и помог нарастить поставки белорусской продукции на российский рынок, однако на динамике цен он сказался не лучшим образом, оказав заметное проинфляционное влияние.

Среди других причин, препятствующих сдерживанию инфляции, представитель регулятора назвал превышение российских цен над белорусскими, что привело к увеличению издержек белорусских производителей, а также рост транспортных расходов из-за вынужденной перестройки производственно-логистических цепочек.

Однако основным проинфляционным фактором стали завышенные инфляционные и девальвационные ожидания населения и бизнеса, из-за чего широкое распространение в стране получила практика учета в ценообразовании неоправданных рисков и издержек. Именно на данном направлении государство и сосредоточило свои усилия. Правительством в октябре 2022 г. внедрена новая система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины (постановление Совмина от 19.10.2022 № 713), что оказало значительное влияние на изменение динамики: по итогам октября и ноября впервые за всю историю наблюдений (ведутся с 1991 г.) отмечено снижение цен.

Сергей Калечиц отмечает, что краткосрочный эффект от введения санкций исчерпан, пик высокой инфляции пройден – наблюдается устойчивое снижение индекса потребительских цен и трендовой инфляции. По оценкам регулятора, уже к концу I квартала 2023 г. годовая инфляция может достичь однозначных величин. Тем не менее в 2023 г. перед правительством и Нацбанком стоит конкретная задача по замедлению инфляции до уровня 7–8%.

В связи с этим регулятор считает необходимым максимально ограничить влияние на динамику потребительских цен проинфляционных факторов. Во многом снижению интенсивности инфляционных процессов будет способствовать проводимая предприятиями работа по оптимизации затрат и ускоренному импортозамещению. Нацбанк ожидает, что благотворное влияние на замедление инфляции окажут уменьшение волатильности курса белорусского рубля к российскому, нормализация инфляционных процессов в России, приемлемый уровень цен на импортируемые энергоносители, а также стабилизация стоимости сырьевых товаров на мировых рынках, если коррективы не внесут новые экономические шоки.

Обеспечить проведение платежей в интересах участников рынка

Вызовы в экономической и финансовой сферах в 2022 г. существенно увеличили нагрузку на участников платежного рынка, требуя от них оперативных решений для гарантированного осуществления внутрибанковских и межбанковских платежей. Важнейшими задачами в 2022 г. стали оказание клиентам банков консультационной помощи при проведении расчетов по внешнеторговой деятельности, организация беспрепятственного прохождения внешних платежей, в первую очередь по расчетам с зарубежными контрагентами по экспорту.

Для решения проблемных ситуаций выработан общий механизм взаимодействия банков и их клиентов, а благодаря интеграции системы передачи финансовой информации Нацбанка с аналогичной российской системой обеспечен бесперебойный обмен финансовыми сообщениями в любой валюте между резидентами РБ и РФ. Кроме того, нерезидентам РБ предоставлено право открытия на удаленной основе текущих (расчетных) счетов в белорусских банках для осуществления расчетов по внешнеторговым договорам. Принятые меры позволили значительно ограничить риски при проведении расчетов, возникшие вследствие введения санкций в 2022 г. Нацбанк и далее намерен уделять данному вопросу пристальное внимание. Банковский сектор ориентирован на оказание всей необходимой помощи своим клиентам в проведении международных платежей.

Кроме того, в 2022 г. были приняты меры, направленные на поддержание функционирования внутреннего рынка банковских платежных карточек. Обеспечена возможность осуществления в штатном режиме всех платежных операций на территории Беларуси держателями карточек международных платежных систем, выпущенных в обращение белорусскими банками. В 2023 г. акцент будет сделан на развитии программно-технической инфраструктуры, проведении мероприятий по управлению платежными рисками, совершенствовании оверсайта платежных систем и контроля деятельности в области платежных услуг. Пристальное внимание будет уделено снижению зависимости от платежных систем на основе использования карточек.

***

Подведем итоги. Несмотря на масштабные шоки, экономика и банковская система справились с санкционным давлением и адаптировались к новым условиям. Совместными усилиями удалось замедлить инфляционные процессы, повысить доступность кредитования и оказать необходимую поддержку реальному сектору экономики, обеспечить финансовую стабильность и бесперебойное функционирование платежной системы. В 2023 г. внешнеэкономические условия Нацбанк по-прежнему оценивает как сложные и готовится к напряженной работе во взаимодействии с правительством, банками и НКФО.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений