Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты НПА
12.07.2022 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кому из граждан Беларуси могут ограничить выезд за границу

Фото: pravistranslate.ru

Обнародован законопроект, которым хотят расширить перечень оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из страны.

Основания, по которым власти могут временно запретить белорусскому гражданину покидать страну, установлены Законом от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее – Закон). На сегодня в ст. 7 Закона таких оснований значится десять.

Законопроектом, опубликованным в банке данных проектов законов, предлагается этот перечень уточнить и расширить.

Так, в Законе дополнительно хотят закрепить, что право гражданина на выезд из республики может быть временно ограничено, если:

– ему предъявлен иск в порядке гражданского судопроизводства или судопроизводства по экономическим делам (в действующей редакции – если ему предъявлен гражданский иск в суде);

– он является должностным лицом должника – юридического лица по исполнительному производству, не исполняющего без уважительных причин требования, содержащиеся в исполнительных документах;

– его выезд противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, – на срок до шести месяцев;

– он является лицом, в отношении которого ведется административный процесс за совершение административных правонарушений против порядка управления, – в целях обеспечения исполнения постановления судьи о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Два первых случая, хотя и не названы в ст. 7 Закона, новациями не являются. Возможность запретить гражданину или ИП – ответчику по экономическому делу выезжать из страны и сегодня предусмотрена ст. 116 ХПК в качестве меры по обеспечению иска. Аналогичная обеспечительная мера в ходе принудительного исполнения может быть принята согласно Закону от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве».

А вот два последних основания являются принципиально новыми.

Запрещать выезд в интересах национальной безопасности будет уполномочен КГБ, а в связи с ведением административного процесса – суд.

Отметим, что гл. 24 КоАП содержит весьма обширный список административных правонарушений против порядка управления – всего 59 составов. Среди них не только печально известные ст. 24.3 (неповиновение законному распоряжению должностного лица при исполнении им служебных полномочий) и ст. 24.23 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), но и, например, такие деяния, как:

– нарушение порядка декларирования доходов и имущества;

– утрата или незаконное уничтожение документов постоянного или временного хранения;

– нарушение требований пожарной безопасности;

– проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность;

– нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи;

– купание в запрещенных местах;

– воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и др.

Кроме того, в Законе собираются закрепить, что военнослужащие и гражданский персонал воинских формирований, а также государственные служащие вправе выезжать из Беларуси лишь по согласованию с руководителем соответствующего госоргана, воинской части. При этом в согласовании выезда могут отказать «в целях обеспечения интересов национальной безопасности».

В действительности такая практика существует и сегодня, так что в данном случае речь, скорее, о ее формализации в Законе. При этом сам порядок согласования выезда госслужащих определит Совмин, а военнослужащих – соответствующий госорган.

Помимо этого, сотрудников силовых структур дополнительно обяжут на период прохождения военной службы (работы) сдавать биометрический паспорт гражданина Беларуси в кадровую службу соответствующей организации.

Планируется также скорректировать нормы Закона, регулирующие оформление выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси и консульский учет граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих за пределами республики.

Этим же законопроектом предусмотрено внесение поправок еще в пять законов, в т.ч. «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Из карточки законопроекта следует, что он внесен Совмином в Палату представителей в последней декаде июня.

Между тем весенняя парламентская сессия уже завершилась. А значит, депутаты рассмотрят проект не ранее сентября 2022 г., когда начнется осенняя сессия.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Читайте нас в Telegram
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by