Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2313
EUR:
3.4741
RUB:
3.5132
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Личное
19.05.2023 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №37(2633) от 19.05.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как разводятся белорусские бизнесмены

Фото: freepik.com

По статистике в Беларуси ежегодно на два брака приходится примерно один
развод.

А как браки расторгают предприниматели? Как делят имущество и бизнес-активы? Каким образом учесть интересы всех сторон?

На эти и другие вопросы, влияющие и на судьбу супругов, и на будущее бизнеса, «ЭГ» попросила ответить адвокатов Минской городской коллегии адвокатов Екатерину Гамзунову и Сергея Хмылко.

gamzunova.jpg
     Екатерина Гамзунова

– Чем отличается бракоразводный процесс в семьях предпринимателей от аналогичной процедуры, в которой участвуют рядовые граждане?

Е. Гамзунова: Бракоразводный процесс с участием предпринимателей – это история о том, когда есть что делить, а не дробить по частям. И в этом плюс.

Что имеется в виду? Когда супругам принадлежит лишь однокомнатная квартира, ее приходится делить на доли, и люди даже после развода вынуждены зависеть друг от друга. У предпринимателей, как правило, активов несколько, поэтому их имущество проще разделить без «долевки» и красиво договориться, чтобы никого не обидеть.


С. Хмылко: Зачастую собственность предпринимателей действительно гораздо разнообразнее, чем рядовых граждан. И нередко в ходе развода встает вопрос не только о разделе движимого и недвижимого имущества, но и долей (акций) в бизнесе.

hmylko_sergey.jpg
         Сергей Хмылко

Соответственно, в ряде случаев, когда дело доходит до развода, и супруг, и супруга получают довольно серьезные активы. Одному достается имущество, другому, например, доли в бизнесе.

Выделяет бракоразводный процесс с участием предпринимателей еще и тот факт, что и у мужа, и у жены, как правило, есть адвокат, т.е. каждая сторона обстоятельно готовится к защите своих интересов.

– Что становится поводом для развода в семьях предпринимателей?

С. Хмылко: Нередко таким триггером является решение предпринимателя заключить новый брак.

Е. Гамзунова: Действительно это так. Причем часто в новом браке предприниматели инициируют заключение брачного договора. Кроме этого, такое предложение нередко исходит и от тех бизнесменов, которые являются совладельцами коммерческих организаций. Первые хотят закрепить соглашение, отталкиваясь от «горького» опыта супружеских отношений, вторые склоняются к брачному договору по настоянию бизнес-партнеров. Ведь если совладелец бизнеса его не заключит, супруг или супруга смогут претендовать на долю в организации. А этого бизнес-партнеры, как правило, не хотят допускать, поскольку опасаются прихода в компанию неизвестных им людей.

– При каких жизненных обстоятельствах предприниматели заключают брачный договор и как разводятся?

С. Хмылко: Как правило, это предприниматели, у которых хорошо развивается бизнес. В возрасте 30–45 лет они задумываются о том, как минимизировать риски утраты контроля над активами. Также брачный договор часто заключается в тот момент, когда стороны понимают, что развод точно будет.

Е. Гамзунова: Предприниматели все чаще стараются организовать бракоразводный процесс таким образом, чтобы дело не доходило до суда, т.е. либо привлекают медиаторов, либо заключают брачный договор. Развод в рамках судебного процесса предполагает расходы в размере 5% от суммы иска (рыночной стоимости каждого объекта имущества), поэтому по такому пути большинство людей идти не хотят.

Предприниматели, не заключившие брачный договор, в случае развода сталкиваются с неожиданными последствиями. Например, имеют место случаи, когда бизнесмен готов оставить жене квартиру и машину, а та заявляет, что хочет еще и долю в бизнесе. И если нет названного договора, поровну должны делиться не только объекты имущества, но и доли (акции) в хозяйственных обществах.

– Реально ли разделить бизнес-активы поровну?

С. Хмылко: Как правило, предприниматель старается оставить бизнес себе, а супругу, с которым разводится, передать в качестве компенсации движимое и недвижимое имущество.

Хотя не всегда такой подход устраивает обе стороны. В моей практике был случай, когда при наличии жилого помещения каждый из супругов хотел отказаться от него в пользу магазина, приносившего доход. Поскольку это был весьма доходный актив, каждая сторона хотела при разделе имущества получить именно магазин. И первоначально решение суда было, на мой взгляд, несправедливым, поскольку суд передал данный актив одной стороне. Верховный Суд не был согласен с таким подходом. При новом рассмотрении дела магазин был поделен поровну с учетом перегородки, разделяющей его на две части.

Кстати, между супругами не был заключен брачный договор, поэтому споры и оказались столь длительными.

Что чаще всего предприниматели прописывают в брачных договорах? Каковы ваши рекомендации в этой части?

Е. Гамзунова: В брачном договоре желательно прописать порядок содержания детей и то, с кем они будут проживать. Во втором блоке соглашений между супругами стоит детально определить, кому будет принадлежать движимое и недвижимое имущество. В третьем блоке, если существует бизнес, необходимо прописать судьбу долей или акций.

С. Хмылко: В данном договоре весьма желательно определить, кто является собственником имущества, уже нажитого в период брака, чтобы потом, в случае развода, по этому поводу не возникало споров, и далее определить, каков будет режим собственности на то имущество, которое будет регистрироваться на супругов в будущем.

Чаще всего в соглашении между супругами стороны прописывают, что имущество будет принадлежать тому, на кого оно оформлено, или определяют неравноценность долей, к примеру, 70% на 30%.

Также соглашусь с коллегой, что в договоре нужно закрепить и условия содержания детей, и то, с кем они останутся в случае развода. Но стоит отметить, что условия брачного договора не могут ухудшать размер содержания, уставленного законом, т.е. быть меньше 25% на одного ребенка (33% – на двух, 50% – на трех).

– Склонны ли мужья-бизнесмены обеспечивать безбедную жизнь жен, с которыми разводятся?

Е. Гамзунова: За свою многолетнюю практику я встретила только один случай, когда в брачном договоре были прописаны не только вопросы материального обеспечения детей, но и содержания супруги. Это редкость. И тут кроется серьезная проблема, потому что некоторые женщины до 40 и даже до 50 лет практически нигде не работают (их обеспечивает супруг), а потом сталкиваются с разводом. Поэтому желательно осознавать и такие риски, выстраивая отношения в браке.

С. Хмылко: Законодательство позволяет закрепить в брачном договоре содержание супруги за счет бывшего мужа. Однако в действительности на это редко кто идет, в т.ч. и потому, что ни у кого нет гарантий, что доход, генерируемый предпринимателем сегодня, сохранится у него в будущем.

Соответственно, были случаи, когда муж-предприниматель, взявший на себя обязательства выплачивать определенную сумму бывшей супруге, оказался не в состоянии это делать. Но через суд отменить прописанное в договоре условие крайне затруднительно. Поэтому в соглашение между супругами весьма желательно включать только те обязательства, которые стороны могут гарантированно выполнить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by