Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В правительстве обсудили, как поддержать экономику в условиях надвигающегося кризиса

Фото: Neg.by

6 марта 2022 г. состоялось заседание коллегии Минэкономики, посвященное подведению итогов работы за прошлый год и обсуждению задач на ближайшую перспективу. Центральной темой мероприятия стало повышение устойчивости белорусской экономики в условиях надвигающегося «шторма».

Переориентировать экспорт, заместить импорт

Выступая перед участниками заседания, министр экономики Александр Червяков призвал участников заседания коллегии активнее делиться своим видением и предметно вносить предложения, как максимально нивелировать последствия от санкций и ограничений, а также оценить возможные риски в будущем. Главная задача, которая стоит перед правительством по мнению министра, – сформировать пакет мер по стабилизации и повышению устойчивости экономики под каждый сценарий дальнейшего развития событий.

К сожалению, ничего нового в публичной части заседания не прозвучало. Александр Червяков отметил, что Минэкономики «в режиме реального времени оценивает ситуацию в отраслях и регионах», выявляет проблемные места и совместно с государственными органами вырабатывает «соответствующие механизмы». Известно, что ключевыми направлениями, на которые экономическое ведомство предлагает в первоочередном порядке сфокусировать внимание и ресурсы, – это импортозамещение, рост экспорта, наращивание инвестиций, развитие регионов и бизнеса.

Поддержка внешнеторговых операций будет производится по двум направлениям – с одной стороны, стоит задача не допустить значительного снижения экспорта и выработать меры по противодействию новым и старым санкциям, введенным в отношении белорусских предприятий, с другой – использовать возможности импортозамещения для обеспечения бесперебойной работы экономики и насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами. 

Ключевая задача или задача «государственного масштаба»,  переориентировать наши внешнеторговые потоки из недружественных стран в направлении перспективных рынков, прежде всего России и Китая.

Александр Червяков
Министр экономики

Особенно напряженная ситуация складывается по украинскому направлению. Как мы писали ранее, характерной особенностью белорусско-украинских торговых отношений был значительный перевес объема экспорта над импортом (итоговое сальдо +3,9 млрд USD), а также высокая доля в составе экспорта белорусских нефтепродуктов. 

Как ранее сообщал премьер-министр Роман Головченко, белорусское правительство планировать переориентировать эти поставки на российский рынок, хотя в России нет проблем с производством нефтепродуктов из собственных ресурсов.

Одно из наиболее важных направлений – импортозамещение. Несмотря на обозначенную важность, планы в этой сфере по-прежнему выглядят довольно туманно. Пока правительство только «определилось с рычагами управления процессом». Это локализация, технологические переделы, вовлечение в кооперацию малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями, глубокая переработка местного сырья. «В конечном итоге мы должны выйти на конкретные инвестиционные проекты», – отметил Александр Червяков.

Таким образом, развитие импортозамещения неразрывно связывается с другой задачей – наращиванием инвестиций. 

«Решение видится через реиндустриализацию на основе импортозамещения, которая должна пройти на цифровой базе, а также через трансфер разработок науки в производство»

Звучит красиво, однако реальность зачастую оказывается более жестокой. Повышение ставки рефинансирования открывает банкам дорогу к повышению ставок по вновь выдаваемым кредитам, которые и без того стало сложнее получить. Получить финансирование в рамках нового инвестиционного цикла, анонсированного правительством год назад, смогут лишь те предприятия, которые смогли попасть в программу предоставления директивного кредитования или поддержки Банка Развития (см. статью «Определены лимиты директивного кредитования», «ЭГ» № 15 за 25.02.2022). Остальным же рассчитывать на предоставление долгосрочного финансирования рассчитывать особо не приходится.

Что же касается прямых иностранных инвестиций, то мы в ближайшие годы можем наблюдать скорее отток средств, чем их приток, несмотря на все меры и усилия, принятые правительством. Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что из страны уходят даже те бизнесы, которые имели неплохие результаты деятельности на территории Беларуси.

Так, о своем решении об уходе с белорусского рынка приняла финская компания Olvi – контролирующий акционер ОАО «Лидское пиво». В официальном пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте компании сообщается, что Olvi немедленно приостановит инвестиции в Беларусь и начнет планировать контролируемый вывод средств. График и меры будут уточняться по мере планирования. Вместе с тем, компания, будучи крупнейшим работодателем Лиды, объявила, что она понимает свою ответственность перед сотрудниками и на протяжении всего времени, которое понадобится на прекращение деятельности, будет выплачивать сотрудникам зарплату.

Кому нужны белорусские регионы?

Кейс Olvi не просто означает реакцию иностранных инвесторов на причастность Беларуси к событиям на Украине, он может нести угрозу для белорусской концепции региональной политики. Напомним, что ключевым аспектом программы социально-экономического развития страны на текущую пятилетку должны стать сильные регионы. Концепция государственной политики регионального развития строилась на сочетании компенсирующего принципа стимулирования регионов (чем меньше потенциал, тем больше преференций) и реализации на их территории отдельных инвестпроектов, связанных с созданием нескольких экспортно-ориентированных предприятий.

По замыслу правительства такой подход должен стать основой для сбалансированного развития страны и сократить межрегиональную дифференциацию, в первую очередь по заработной плате. Если ставка на greenfield-проекты себя не оправдает, то действовать придется по старинке – выделяя средства для модернизации «старых» градообразующих предприятий, а значит ни о каком сокращении директивного кредитования и уменьшении нагрузки на бюджет не может быть и речи.

Еще одной составляющей региональной политики объявлено повышение комфортности проживания. В первую очередь это касается жилья, медицинского обслуживания, образования, транспорта, ЖКХ, что безусловно также потребует от государства предоставления необходимого финансирования через государственную инвестиционную программу. Таким образом, реализация государственной региональной политики в условиях резкого снижения инвестиционной привлекательности Беларуси будет означать неминуемое увеличение бюджетных расходов на устранение диспропорций межрегионального развития.

Поддержать реальный сектор экономики

Говорили на заседании и о необходимости поддержки реальный сектор экономики, прежде всего за счет снижения административной нагрузки. Как отметил Александр Червяков, «для стимулирования деловой инициативы уже действует много разных инструментов», однако «необходимо и дальше поддерживать предпринимателей в реализации их собственных идей и предложений». По мнению министра экономики, такой поддержкой может стать упрощение и ускорение взаимодействие бизнеса и государства через внедрение «цифры». Особенно в условиях санкционного давления необходимо снизить нагрузку на бизнес, оптимизировав и сократив административные процедуры.

Ранее Роман Головченко заявлял о необходимости ввести мораторий на все виды проверок для бизнеса, за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни или здоровью граждан. Как пояснил премьер-министр, «время экстраординарное и требует экстраординарных решений и подходов. Надо помочь отечественным инвесторам, убрать все лишнее из администрирования». Он также обратил внимание на то, что сейчас бизнесу, предприятиям требуется время на изменение логистических схем, пополнение оборотных средств и в целом на адаптацию к новым условиям.

Однако в условиях «идеального шторма», который, судя по всему, надвигается на нашу страну, упрощение административных процедур и введение моратория на проверки может быть слишком малозначительной поддержкой для компенсации резкого ухудшения экономической ситуации для субъектов хозяйствования. Более действенными мерами было бы введение временного моратория на изменения налогового законодательства – ужесточение налоговой нагрузки для плательщиков УСН может быть крайне несвоевременным решением, которое только усугубит их положение. Если экспортерам выстоять будет проще, то бизнес, ориентированный прежде всего на внутренний рынок, первым попадет под удар.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений