Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиции в основные средства впервые вышли в плюс с 2020 года

Фото: freepik.com

В Беларуси наметился долгожданный сдвиг по динамике инвестиций в основные средства: по данным Белстата, в январе-мае 2023 г. объем капитальных вложений вырос на 2,5%. Однако план по увеличению инвестиций на 22,3%, поставленный правительством в 2020 г. в качестве одной из ключевых задач пятилетки, по-прежнему выглядит недостижимой задачей. Сдаваться правительство не намерено, предпринимая новые попытки как по привлечению инвестиций из-за рубежа, так и по стимулированию инвестиционной активности белорусского бизнеса.

Усилия правительства плюс эффект низкой базы

В январе-мае 2023 г. объем инвестиций в основные средства составило 11,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах равно 102,5% к уровню января-мая 2022 г. Отчасти увеличение объясняется эффектом низкой базы, поскольку в период оценки стали включаться месяцы снижения объемов инвестиций прошлого года, что хорошо видно на графике. В то же время резкий месячный прирост показателя (+24,5% к апрелю) может свидетельствовать о смене тенденции.

Напомним, что в январе-мае 2022 г. инвестиции демонстрировали снижение к аналогичному периоду прошлого года на 13,7%. В январе-­июне 2021 г. также наблюдалось снижение на 7,1% относительно уровня 2020 г. Таким образом, капитальные вложения снижались три года подряд и только в мае 2023 г. наметилась положительная тенденция к росту. Май – не единственный месяц трехлетнего цикла, когда объем инвестиций вырос относительно прошлого месяца, но первый месяц с показателем прироста более 20% и первый месяц, который вывел показатель с начала года в плюс.

Любопытно, что основной прирост инвестиций обеспечили области, т.к. в Минске в январе-мае 2023 г. капитальные вложения составили лишь 98,9% от уровня 2022 г. В лидеры вышли Брестская и Минская области, которые показали рост на 10,2% и 6,9% соответственно.

Снимок экрана (5).png

Еще одна характерная особенность – зависимость инвестиций от ведомственной принадлежности предприятий. Наибольший их объем (как в абсолютном, так и относительном выражении) сгенерировали организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам. На их долю приходится 3945,4 млн руб. инвестированных средств, или 34,5% от их общего объема, а рост относительно прошлого года составляет 12%. Это означает, что средства прежде всего направляются в регионы.

Далее идут организации республиканского подчинения. Они инвестировали 3884,3 млн руб., или 34% от общего объема, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А вот организации без ведомственного подчинения, на долю которых приходится 3596,7 млн руб., или 31,5% инвестиций, по-прежнему демонстрируют пусть небольшое, но все еще снижение по сравнению с прошлым годом (–5,9%). Это говорит о том, что ведущую роль в приросте инвестиций в основные средства играют подведомственные предприятия, а рост капитальных вложений является результатом инвестиционного цикла, над которым работает правительство. То есть наблюдаемый рост капвложений является по большому счету результатом инвестиций «сверху», т.к. они обусловлены прежде всего действиями госорганов.

Напомним, что ранее замминистра экономики Юрий Чеботарь сообщал, что только в 2023 г. на реализацию 129 инвестиционных проектов, запланированных к реализации в рамках «один район – один проект», будет направлено более 1 млрд руб. инвестиций. Большинство запланированных для вложений предприятий – это новые производства. Если рассматривать инициативы в отраслевом разрезе, приблизительно поровну из них (по 25%) приходится на две сферы – производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также металлургия, производство машин и оборудования. Без малого пятая часть связана с деревообработкой и практически каждый десятый – с фармацевтикой.

Из России и стран дальней дуги

Важную роль для финансирования реализуемых проектов играют прямые иностранные инвестиции. Несмотря на то, что западные санкционные ограничения затронули иностранные источники финансирования, поставки оборудования и логистику, ПИИ на чистой основе в 2022 г. выросли более чем на 15%. А в I квартале 2023 г. темп роста инвестиций составил 101,3% к аналогичному периоду прошлого года. При этом увеличивается доля реинвестирования. Это означает, что прибыль, заработанная собственниками в РБ, остается в стране – вынужденно или по их собственному решению.

В 2022 г. в топ-3 по размерам инвестиций вошли Россия, Нидерланды и ОАЭ, в I квартале 2023 г. – Кипр, Россия, Нидерланды. В то же время отмечается рост количества и доли ПИИ на чистой основе государств так называемой дальней дуги. Практически на 70% приросли вложения стран Ближнего и Дальнего Востока.

Полученный результат не случаен и является результатом последовательной политики правительства по привлечению инвестиций, в т.ч. за счет использования рычагов межгосударственного сотрудничества. Так, недавно стало известно об открытии кредитного финансирования для реализации 6 инвестиционных проектов, анонсированных в ноябре 2022 г. в рамках сотрудничества РФ и РБ по импортозамещению и промышленной кооперации. Еще 11 проектов согласованы и ожидают открытия финансирования в ближайшее время. А 29 июня 2023 г. Минэкономики объявило о планах подписать до конца года инвестиционно-услужное соглашение с Китаем, призванное содействовать торговле услугами, перемещению физических лиц, осуществлению иностранных инвестиций.

Новая политика отношений с инвесторами

Это прежде всего приоритетная работа с инвесторами из дружественных стран с сохранением «окна» для желающих работать в Беларуси «вкладчиков» из западных стран, создание благоприятных условий не только для иностранных, но и отечественных инвесторов, ранжирование предоставляемых льгот и гарантий в зависимости от величины и важности реализуемого инвестпроекта, незыблемость социальной ответственности инвестора.

При этом главное требование к инвестору – выполнение экономических и социальных обязанностей, взятых в рамках инвестиционного договора: проекты, ориентированные на получение одной лишь прибыли и вывода дивидендов за пределы страны, РБ не нужны.

Данные подходы частично нашли отражение в законопроекте Мин­экономики «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь», который в настоящее время проходит парламентские слушания. Основные новшества данного законодательного акта мы рассматривали ранее.

Среди наиболее важных новаций отметим предоставление расширенного пакета льгот и преференций для инвесторов, реализующих важные и крупные инвестиционные проекты, создание упрощенной формы взаимодействия с государством для реализации небольших проектов отечественными инвесторами, отдельный вариант сотрудничества для импортозамещающих проектов.

Данный НПА является, по сути, перезапуском отношения инвестора и государства и ориентирован на стимулирование инвестиционной деятельности «снизу». Однако жесткие условия по соблюдению социальных гарантий, действующие ограничения на распоряжение долями в предприятиях, включенных в списки в соответствии с постановлением Совмина от 01.07.2022 № 436 «О перечне лиц», являются факторами, которые могут нивелировать эффект от данной законодательной инициативы Минэкономики.

***

Подведем итог: улучшение статистики по инвестициям в основные средства связано с запуском нового инвестиционного цикла и реализацией инвестпроектов по всей стране. В основном это новые производства, открывающиеся в рамках планов правительства и местных органов управления по запуску одного проекта в каждом районе. Частные предприятия также инвестируют в приобретение или создание ОС, но объем их вложений по-прежнему остается ниже уровня прошлого года. То есть запустить инвестиционный цикл «снизу» пока не получается. Минэкономики возлагает большие надежды на ожидаемый законопроект, однако из-за действующих ограничений основной стимулирующий эффект может быть утрачен, хотя понять это можно будет нескоро – для дальнейшего прироста инвестиций пока может быть достаточно проектов, реализуемых «сверху».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений