Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Исследования, рейтинги
11.05.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономика Беларуси погружается в рецессию

Фото: freepik.com

Ежеквартальный обзор академического центра в области экономических исследований свидетельствует, что белорусская экономика погружается в рецессию. Не обнадеживает и то, что в I квартале текущего года резкого спада не наблюдалось.

С учетом наихудшей из возможных комбинации негативных шоков перспективы туманны, заявил Дмитрий Крук во время презентации проекта «Мониторинг экономики Беларуси». 

Шок – это по-нашему?

Подавляющее большинство рецессий в истории разных стран мира возникали на основе шока спроса. Но белорусская экономика столкнулась не только с ним, но и с шоком предложения, а также с целым набором номинальных шоков в придачу (ценовым, обменного курса, неплатежей, фискальным и др.). 

«В результате получаем одновременный распределенный удар по различным механизмам взаимодействия, взаимосвязям в национальной экономике», – констатировал Дмитрий Крук, особо выделив наличие шока предложения.

Он возникает, когда имеет место прямое воздействие на производственную активность фирм и по определению существенно ухудшает ожидаемые последствия кризиса. Эксперт также считает, что такого одновременного сплетения негативных тенденций в белорусской истории не было. Масштаб происходящего выглядит пока беспрецедентно большим. При этом арсенал мер у нынешних экономических властей чрезвычайно скуден. 

Так, Д. Крук раскритиковал антикризисный план белорусского правительства, который, по его мнению, в большей степени выглядит как декларация о намерениях. 

«Власти скорее заняли выжидательную позицию, пытаются понять первичные последствия. Ситуация первого квартала характеризуется зависанием в ожидании большего понимания, чем грозят шоки, и выработкой отношения к ним», – полагает он. 

В то же время макроэкономические результаты I квартала 2022 г. начала беспрецедентного экономического кризиса не показывают. Вектор сжатия выкристализовался, но пока трек выглядит достаточно умеренным.  По словам эксперта, этому помогли в основном хорошая внешняя ценовая конъюктура и некоторый запас прочности, в т.ч. и в виде золотовалютных резервов. Нельзя сказать, что «внешнеторговое чудо» полностью сохранилось, но его инерция еще в какой-то мере жива. Условия торговли, соотношение экспортно-импортных цен до сих пор выглядят достаточно привлекательно.

Накопленная за период действия «внешнеторгового чуда» подушка безопасности, позволила «заморозить» финансовую панику, возникшую было на рубеже февраля-марта. «Заморозить», но не устранить, уточнил Дмитрий Крук – предпосылки сохраняются, а «чудо» постепенно исчерпывает себя. 

Что дальше 

Эксперт обрисовал несколько вероятных сценариев для экономики Беларуси, не исключив возможности их комбинации. 

Так, макроданные за первые три месяца текущего года не дают основания исключать ограниченной V-образной рецессии. Это самый оптимистичный сценарий, возможный лишь в случае снятия санкций. Он подразумевает спад экономики около 5% с последующим восстановлением. 

Менее радужно выглядит второй сценарий с быстрым погружением в глубокую рецессию, инфляционным скачком и последующая стагнацией. Так называемая L-образная рецессия подразумевает спад выпуска на 10–12% за 1,5–2 года, локальные ценовые и финансовые кризисы. 

По мнению Д. Крука, не исключено и медленное погружение в экономический «овраг» со спадом на 4–5% в год и высокой вероятностью срыва в инфляционно-девальвационную спираль. 

Вариант «камнем на дно» с быстрым (за 1–1,5 года) спадом выпуска на 20%, трехзначной инфляцией, полномасштабным финансовом кризисом также вполне вероятен. Однако, это не означает возврата в 90-е. Уровень доходов в случае реализации самого негативного сценария упадет до показателей, сложившихся на стыке 2007–2008 годов. 

Пока базисного сценария у экспертов нет, колея не проложена. Эксперты считают, что экономика подвисла на этапе оценки первичных последствий. 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений