День железнодорожника отмечается в Беларуси 7 августа
Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники Беларуси. Именно труд профессионалов данной отрасли обеспечивает функционирование важнейшего направления транспортной сферы, благодаря которому пассажиры могут перемещаться по территории всей страны и за ее пределами, а грузы – доставляться в пункты назначения. Несмотря на высокую автоматизацию БЖД, слаженная и точная работа специалистов-железнодорожников по-прежнему имеет важное значение, поскольку без нее не отправится в путь ни один состав.
Редакция «ЭГ» сердечно поздравляет всех работников железной дороги с профессиональным праздником. Пусть в вашей профессиональной и личной жизни все идет по расписанию, а здоровье никогда не подводит. Специально по случаю праздника мы подготовили статистический обзор, посвященный достижениям национальной отрасли.
Почти 5,5 тыс. км ж/д путей, соединяющих всю страну
Белорусская железная дорога сегодня – это современная, хорошо развитая транспортная система, которая играет важную роль в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и социальной сферы Беларуси. Эксплуатационная длина железнодорожных путей БЖД на 1 января 2022 г. составила 5474,1 км, а их густота достигла 26,4 км на 1000 кв. км территории. Протяженность электрифицированных участков составила 1369,5 км – таким образом, в Беларуси электрифицирован каждый четвертый километр железнодорожных путей.
Пассажиропоток сокращается по объективным причинам
За прошлый год железнодорожным транспортом воспользовались 61,2 млн пассажиров, что составляет 21,3% от общего количества, перевезенного всеми видами транспорта (без учета городского транспорта и метрополитена). Существующая сеть БЖД обеспечивает перевозки в международном, межрегиональном, региональном и городском сообщениях. Наибольший удельный вес – более 70% – приходится на железнодорожный транспорт регионального сообщения.
Вместе с тем приходится отметить, что по сравнению с 2019 г. в 2021 г. число пассажиров, воспользовавшихся услугами железнодорожного транспорта, сократилось на 23%. И дело здесь не столько и не только во влиянии пандемии или действии санкционных ограничений, хотя они, безусловно, оказали определенное влияние. Главными факторами сокращения числа пассажиров стали, прежде всего, уменьшение численности населения страны и рост обеспеченности населения легковыми автомобилями. Так, с 2000 по 2020 год количество легковых автомобилей в стране выросло в 2,3 раза – с 1386 до 3134 тыс. шт.
При этом если взять за основу 2020 год, прогресс все же есть. За 2021 год число пассажиров, воспользовавшихся услугами Белорусской железной дороги, выросло на 2%. А за 7 месяцев 2022 г. поезда БЖД перевезли 35,8 млн человек, что на 5,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в межрегиональном сообщении перевезено на 7,5% больше, чем в прошлом году, а в международном сообщении пассажиропоток увеличился более чем в 1,8 раза.
Как сообщает пресс-центр БЖД, наибольшей популярностью у пассажиров пользуются маршруты в направлении Москвы и Санкт-Петербурга. Удельный вес этих направлений составляет более 66% в общем объеме международных перевозок. С начала года поездами данных маршрутов воспользовались уже более 1 млн пассажиров. В целом между РБ и РФ организовано регулярное пассажирское сообщение в направлении Москвы, Санкт-Петербурга, Анапы, Адлера, Калининграда, Мурманска, в т.ч. курсируют многогруппные поезда.
Купить билет за несколько нажатий
Белорусская железная дорога продолжает активную работу по совершенствованию электронных сервисов по продаже проездных документов. С начала 2022 г. через сайт БЖД (pass.rw.by) и в бесплатное мобильное приложении «БЧ. Мой поезд» было оформлено более 1,5 млн проездных документов на поезда с нумерованными местами. В прошлом году сообщалось, что с помощью электронных сервисов приобретается более 40% билетов на поезда с нумерованными местами.
Надежный грузоперевозчик
Как мы писали ранее, БЖД стала главным бенефициаром разрушения прежних логических цепочек, поскольку ее возможности по-прежнему позволяют обеспечивать точную доставку грузов в пункт назначения. Как сообщает пресс-центр БЖД, за январь-апрель 2022 г. общий объем экспортных контейнерных перевозок по железной дороге возрос в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 50 тыс. контейнеров в ДФЭ. В апреле 2022 г. достигнут максимальный объем экспортных перевозок контейнеров, который в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2021 г. При этом железнодорожный транспорт в 2021 г. демонстрировал самую высокую интенсивность грузоперевозок – 8125 тонно-километров на 1 км длины путей. И с учетом опубликованных показателей за первые месяцы 2022 г. есть все основания полагать, что по итогам текущего года интенсивность будет еще выше.