Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

31 июля – День работников торговли

Фото: neg.by

Профессиональный праздник в этот день отмечают люди, благодаря которым различные виды товаров доставляются во все, даже самые отдаленные районы страны. По случаю этого события мы подготовили специальный обзор, посвященный работникам торговли.

Люди, стоящие за прилавком

В белорусской торговле работает 680,5 тыс. человек, что составляет 15,9% от общего количества занятых в экономике страны. В отрасли трудится каждый 7 работающий белорус.

Большинство работников торговли (более 65%) – женщины, а средний возраст составляет 37,9 лет, что говорит о довольно высоком проценте молодежи в данной сфере (каждому четвертому работающему меньше 30 лет). В отрасли трудится много людей без высшего образования, из-за чего порог вхождения в профессию остается достаточно низким и толерантным к работникам без опыта. Это подтверждают данные статистики: диплом о высшем образовании есть только у 30,4% трудящихся.

Обратной стороной данной ситуации является невысокая зарплата – ее среднее значение по итогам 2021 г. сложилось на уровне 1260,4 руб., что на 12,1% ниже данного показателя по стране. Размер получаемой зарплаты существенно зависит от вида торговли. Так, в рознице средняя зарплата по итогам 2021 г. сложилась на уровне 1058,7 руб., тогда как в оптовой в среднем можно было заработать 1711,9 руб.

Также отметим, что в торговле довольно высокая текучесть кадров.

Отрасль стагнирует, но держится

В 2022 г. торговля, как и прочие отрасли белорусской экономики, столкнулись с нарастающими кризисными явлениями. Больше всего пострадали организации оптовой торговли – их товарооборот в первом полугодии 2022 г. составил 65,6 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 85,4% к уровню первого полугодия 2021 г. Таким образом, в годовом выражении оптовый товарооборот сократился почти на 15%. Столь значительное снижение связано с введением санкционных ограничений во внешней торговле, усложнением логистики, усилением контроля за ценообразованием со стороны регулятора.

Схожа участь и розничной торговли. Здесь товарооборот в первом полугодии 2022 г. составил 32 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 0,4% ниже уровня первого полугодия 2021 г., т.е. розничный оборот вырос лишь на значение инфляции, в реальном же выражении он сокращается. Что же касается структуры розничного товаро­оборота, то отметим, что удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (все то, что входит в группу продовольственных товаров) в первом полугодии 2022 г. составил 50,3% (годом ранее – 49%), непродовольственных товаров – 49,7% (ранее – 51%).

По данным статистики, главным виновником снижения товарооборота является падение продаж непродовольственных товаров (на 10,5%), продовольственные товары даже в таких сложных условиях показали рост на 2,5%.

Большие и малые – в борьбе за место под солнцем

Всего в Беларуси функционируют более 127 тыс. объектов розничной торговли суммарной площадью более 7 млн кв. м, 569 торговых центров, 367 рынков. В первом полугодии 2022 г. розничный товарооборот на 93,2% формировался организациями торговли и на 6,8% – ИП и физлицами (в первом полугодии 2021 г. соответственно 92,6 и 7,4%). Доля МСП в розничном товарообороте составляет 19,8%, на средний бизнес приходится 8,2%, остальные 72% – на крупные организации.

Но не везде торговые сети вытеснили предпринимателей. Направления, по которым ИП пытаются конкурировать с сетями и маркетплейсами, – автомобильные запчасти (5,3%), строительные материалы (6,6%), овощи и фрукты (10,7%). Особенно высокий процент ИП удерживают в реализации одежды – 35,4%.

Ежегодно растет количество интернет-магазинов. По итогам первого полугодия их число составило более 28 тыс. единиц, однако удельный вес продаж в общем объеме розничного товаро­оборота не превышает 6,5%.

Доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте в первом полугодии 2022 г. составила 60,3% (в первом полугодии 2021 г. – 59,2%). Еще выше удельный вес товаров отечественного производства в группе продовольственных товаров – 76,4% (в первом полугодии 2021 г. – также 76,4%). По ряду товаров (мясо, сахар, сливочное масло, яйца) спрос покупателей практически полностью удовлетворялся за счет продукции белорусских производителей. Наиболее высокий удельный вес импортных товаров наблюдается по таким позициям, как фрукты (88%), масло растительное (84,5%), крупы (62,9%), рыба (56,7%), телевизоры (83,7%), парфюмерно-косметическая продукция (79,8%), обувь (63,1%), лекарственные средства (59,7%).

***

По итогам завершившегося полугодия товарооборот заметно «подустал», однако торговля по-прежнему исправно выполняет свои базовые функции, являясь проводником товаров к потребителям и рабочим местом для десятков тысяч белорусов. 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by