Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проекты НПА
30.11.2022 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что изменится в Налоговом кодексе в 2023 году

Фото: neg.by

Об основных новациях, предусмотренных законопроектом «Об изменении законов по вопросам налогообложения», рассказали на расширенном заседании профильной постоянной комиссии министр финансов Юрий Селиверстов и депутаты Палаты представителей.

Поправки в Налоговый кодекс предусматривают осовременивание ставок отдельных налогов с учетом инфляции, отмену ряда льгот, улучшение налогового администрирования, а также реализацию взаимных договоренностей с Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, сообщил Юрий Селиверстов на расширенном заседании Постоянной комиссии по налогам и сборам.

Основные направления корректировки Налогового кодекса

1. Пролонгация с 1.01.2023 до 1.01.2025 пакета налоговых мер, которые были введены с 2021 г. в рамках повышения бюджетной устойчивости в условиях COVID-19

Продлевается действие ставки налога на прибыль в размере 30% для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций, ставки по подоходному налогу в размере 13% – с заработной платы работников резидентов Парка высоких технологий.

Сохранено право областных Советов депутатов вводить местный сбор за пересечение транспортными средствами государственной границы.

2. Реализация базовых мер фискального характера

Предусмотрена индексация ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам. Индексация затронет земельный, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов, подоходный налог с физических лиц в фиксированных суммах.

Предусмотрено увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом достигнутых договоренностей в рамках Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, где прописано, как унифицируются ставки акцизов до 2028 г. Подлежат включению в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака.

На крепкие алкогольные напитки ставки вырастут до уровня 85% от ставки в РФ (рост 131,1%).

Вводятся новые объекты налогообложения акцизами – нефть сырая, налог на игорный бизнес (игровой доход) с виртуального игорного заведения с увеличением ставки с 4% до 8%.

Ставки на автомобильный бензин, дизельное топливо и газ углеродный сжиженный сохраняются на текущем уровне.

3. Оптимизация налоговых льгот

Экологический налог: отменяется понижающий коэффициент (0,9), который применялся к ставке налога для плательщиков, которые получили экологический сертификат соответствия (по оценке, эта льгота составляет 15 млн руб. по стране).

Подоходный налог: исключается льгота в отношении доходов, полученных индивидуальным предпринимателем (ИП) от реализации выращенных им и его близкими родственниками продукции растениеводства или животноводства (льгота оценивается в 300 тыс руб.)

НДС: отменяется льгота в отношении ввозимых на территорию РБ носителей экземпляров фильмов, а также льгота на обороты по реализации работ по тиражированию фильмов, аудиозаписей и вспомогательных работ, выполняемых при производстве фильмов.

Налог на прибыль: отменяется льгота в отношении прибыли, полученной от реализации произведенных плательщиком легковых автомобилей автокомпонентов собственного производства в течение трех лет. Льгота вводилась для завода «БЕЛДЖИ».

Вышеназванные льготы по НДС и налогу на прибыль вообще оказались не востребованными.

В перспективе работа над оптимизацией налоговых льгот будет продолжена с учетом складывающейся макроэкономической ситуации, подчеркнул Юрий Селиверстов.

Кроме того, планируется увеличить с 18% до 20% ставку налога на прибыль с одновременной отменой права областных Советов депутатов увеличивать общеустановленную ставку до 2 процентных пунктов. (В 2022 г. таким правом воспользовались Витебская, Гомельская и Могилевская области).

В последние годы корректировка Налогового кодекса направлена на выравнивание конкурентных условий, стимулирование ИП к переходу в иные организационно-правовые формы ведения бизнеса.

Для самозанятых граждан предлагается установить два режима налогообложения: налог на профессиональный доход и единый налог. Уплата налога на профессиональный доход предусмотрена в процентах от выручки (на основании мобильного приложения).

МНС подготовило проект постановления правительства, которым определен перечень видов деятельности, осуществляемых самозанятыми с уплатой данного налога. Он сформирован на основе перечня для плательщиков единого налога за некоторыми исключениями.

Одновременно для самозанятых предусмотрено повышение ставки единого налога в 1,5 – 2,5 раза для того, чтобы стимулировать их переход на соответствующую электронную платформу.

Ремесленники и лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, с 1 июля 2023 г. будут уплачивать налог на профессиональный доход. При этом проектом закона предусмотрено, что по решению местных исполнительных и распорядительных органов таким лицам может быть предоставлено право уплаты ремесленного сбора, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма соответственно. То есть по решению местных органов власти они могут, как и в текущем году, уплачивать соответствующий сбор (если местные власти посчитают, что это необходимо).

Для индивидуальных предпринимателей, как и сегодня, будут действовать два режима налогообложения – подоходный налог и единый налог. При этом предусмотрено повышение ставок подоходного налога с 16% до 20%. Ставки единого налога вырастут от 1,5 до 3 раз с одновременным сужением перечня видов деятельности, при осуществлении которых ИП вправе уплачивать единый налог.

Также предложено увеличить ставки единого налога от 1,5 до 2 раз для физических лиц.

4. Совершенствование налогового администрирования

Упрощается администрирование земельного налога, его уплата организациями переходит в цифровой формат. Для них с 1 января 2023 г. суммы налога будут определять налоговые органы на основании имеющихся у них сведений.

Для организации будет установлена обязанность уплаты авансовых платежей по трем срокам в одинаковой сумме в размере ¼ налога, исчисленной за прошлый год. Перерасчет налога будет осуществляться по итогам истекшего налогового периода и производиться не позднее 20 февраля следующего года с учетом измененной кадастровой стоимости земельных участков и применением коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным местными Советами депутатов в прошедшем году.

На 2023 г. устанавливается переходная норма, согласно которой авансовые платежи будут уплачиваться организациями в размере ¼ суммы налога, исчисленной за 2022 г., которая будет проиндексирована с применением прогнозных индексов роста индекса потребительских цен. 

Налоговая нагрузка в 2023 г. в рамках предложенных изменений прогнозируется на уровне 19,6% к ВВП и снижается на 0,8 проц. пункта к 2022 г., сообщил министр финансов.

Планируются и другие новшества

С 2023 г. камеральная проверка организации или ИП будет проводиться за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором она проводится.

Предлагается увеличить с 3 до 6 месяцев срок, в течение которых плательщики обеспечивают исполнение налоговых обязательств или уплату пеней, начисленных таможенными органами.

Совершенствуется порядок проведения камеральных проверок соответствия расходов доходам физических лиц. В отношении сумм превышений расходов над доходами, установленных в результате проверок, планируется повысить ставку подоходного налога до 26%.

Закрепляется на постоянной основе компетенция правительства на изменение сроков уплаты налогов, сборов, пошлин и пеней. На 2022 г. такое право правительству предоставлялось Указом № 93.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений