Больше – на детей, меньше – на сигареты и алкоголь: белорусы поделились планами предстоящих расходов
Население достаточно позитивно смотрит на 2024 год и планирует увеличивать затраты на непервоочередные расходы. Наши сограждане рассчитывают сделать это в т.ч. за счет роста зарплат.
Международное агентство социальных и маркетинговых исследований МАСМИ провело в феврале 2024 г. в Минске и областных городах Беларуси опрос 350 респондентов в возрасте до 60 лет. Результаты оказались весьма показательными и полезными для бизнеса.
У респондентов авторы исследования спросили о потребительских предпочтениях, планах на 2024 год, зарплатных ожиданиях и будущих расходах.
Выяснилось, что белорусы в большинстве своем смотрят на наступивший год с определенным оптимизмом. Так, в ходе исследования 42% респондентов отметили, что 2024 год будет «скорее, хорошим» или даже «очень хорошим» годом, 37% ожидают, что нынешний год станет «обычным».
Таким образом, почти 80% респондентов не усматривают явного негатива в 2024 г., и это хороший сигнал. В предыдущие годы, на фоне разных стрессовых событий, происходивших в стране, настроения были более пессимистичными.
Кстати, 65% респондентов ожидают, что 2024 год будет в той или иной мере лучше прошлого года, и еще 17% думают, что он будет таким же, как и 2023 год: опять-таки явных депрессивных ожиданий в обществе не наблюдается.
Хотя фобии остались. В ходе опроса 56% респондентов отметили, что для них 2024 год может быть связан с проблемами со здоровьем у себя и у близких. Около 40% боятся того, что в нынешнем году возможно уменьшение доходов, своих либо членов семьи. В топ-3 главных фобий белорусов также попала возможность заметного роста цен на товары и услуги.
Но согласно базовому сценарию жизнь белорусов в 2024 г. должна складываться неплохо. Так, 76%(!) опрошенных рассчитывают на повышение в той или иной мере уровня зарплат. Еще 16% предполагают, что она не изменится.
Возможный рост зарплат респонденты чаше всего связывают с переходом на работу в другую компанию (26%), увеличением стажа (26%), повышением квалификации (26%), расширением обязанностей и ответственности (24%).
С учетом ожидаемого роста доходов многие белорусы рассчитывают и на увеличение расходов, в т.ч. непервоочередных.
В ходе исследования 33% опрошенных заявили, что планируют увеличить расходы на отдых и отпуск, 23% рассчитывают тратить больше средств на одежду и обувь и более 20% респондентов сообщили о планируемом росте затрат на покупку бытовой техники и электроники.
Показательно и то, что 26% участников опроса сообщили о планах увеличить расходы в 2024 г. на приобретение товаров для детей. Также важно отметить, что значимое количество респондентов (27 и 44% соответственно) намерены в текущем году сократить расходы на сигареты и алкоголь.
Планы по накоплениям белорусов ожидаемы. Так, откладывать на отпуск и отдых намерены 36% респондентов, еще 32% планируют копить на ремонт квартиры или дома и 23% опрошенных сообщили о планах откладывать средства на приобретение автомобиля, бытовой техники или мебели.
«ЭГ» попросила прокомментировать результаты опроса директора МАСМИ Татьяну Лисицкую:
– Исследования проводятся для того, чтобы бизнес мог принимать грамотные управленческие решения. Поэтому мы решили узнать мнения граждан об их настроениях, планах и потребительских предпочтениях на 2024 год. Приятно было увидеть, что население с оптимизмом смотрит на нынешний год, планирует увеличивать потребительские расходы.
Такие ожидания в истории Беларуси наблюдаются далеко не всегда. В периоды, когда страна переживала финансовый стресс, в пандемийные времена были весьма распространены тревожные ожидания, и граждане сокращали расходы на отпуск, отдых, другие непервоочередные расходы и экономили на всем.
Тот факт, что в 2024 г. значимая часть населения намерена увеличивать расходы, в т.ч. больше тратить на одежду, обувь, бытовую технику и электронику, а также свой отдых, – это все положительные сигналы для бизнеса, они открывают новые возможности, и некоторые результаты мы уже видим.
Если в 2020–2021 гг. в Беларуси туристические фирмы массово закрывались, то сейчас, судя по косвенным данным, спрос на их услуги даже превышает предложение.
Белорусский бизнес, кстати, тоже смотрит в будущее с определенным оптимизмом. Если несколько лет назад наблюдался тренд сокращения затрат на маркетинг, то сейчас мы этого не наблюдаем. На фоне экономического роста в стране компании думают, как развиваться, и предпринимают для этого определенные усилия.
Конечно, существуют и вызовы для субъектов хозяйствования, и наше исследование это четко показало. Население рассчитывает на рост зарплат, и основная предпосылка для этого – понимание людей, что в стране сформировалась нехватка квалифицированных кадров. Поэтому логично, что работники хотят этим воспользоваться и увеличить свои доходы.
Тем более что цены тоже не стоят на месте. Поэтому да, зарплатные аппетиты населения – это вызов для нанимателей.
С другой стороны, это хорошо, что белорусы стремятся быть богаче и, как показали результаты нашего исследования, намерены вести более здоровый образ жизни. Планы значительной части респондентов сократить в 2024 г. расходы на алкоголь и сигареты указывают на это желание, и такие потребительские предпочтения радуют.