Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белорусскому рублю грозит очередное ослабление

Фото: neg.by

После небольшого укрепления в последней декаде июля 2023 г. обменные курсы иностранных валют опять устремились вверх, и, похоже, это далеко не предел. Российскому рублю грозит очередное ослабление, и белорусская национальная валюта вынуждена следовать за ним для сохранения конкурентных преимуществ производимых товаров.

В результате складывается любопытная картина: несмотря на стабильную ситуацию на валютном рынке белорусский рубль с высокой вероятностью может уйти на очередной девальвационный виток.

Снижение российского рубля продолжается

Российские сырьевые товары остаются под давлением как по объемам реализации, так и с точки зрения цен, что уже привело к тому, что бюджет РФ продолжает недополучать доходы. По итогам семи месяцев текущего года ситуация с нефтегазовыми доходами по-прежнему не вызывает оптимизма: в бюджет РФ поступило лишь 4,193 трлн RUB, что на 40% меньше, чем за такой же период 2022 г.

Недобор фиксируется и по сравнению с тем базовым уровнем НГД, который рассчитывал получить Минфин: на текущий момент он достигает 400 млрд RUB. Казне не помогли ни рост нефтяных цен, ни слабеющий рубль, который на минувшей неделе продолжил стремительное падение. Ситуацию может усугубить решение российского регулятора в рамках действующего бюджетного правила направить в период с 7 августа по 6 сентября 2023 г. на покупку валюты и золота 40,5 млрд RUB. Это означает, что ежедневный объем покупки иностранной валюты потенциально составит 1,8 млрд RUB, что, безусловно, окажет довольно сильное влияние на валютный рынок и придаст новый импульс обесцениванию российского рубля.

В период, когда Минфин в последний раз выходил с покупками на валютный рынок (с 7 февраля по 4 марта 2022 г.), обменный курс доллара США в моменте достигал отметки 110 RUB. Безусловно, ситуация за прошедший год сильно изменилась (например, существенно вырос объем сделок с юанем), однако такое изменение в поведении институциональных участников рынка не может остаться без последствий.

Кроме того, нужно вспомнить про анонсированную на июльском заседании Банка России зеркальную продажу валюты, которую решили проводить в рамках нивелирования валютных колебаний, на фоне инвестирования средств из ФНБ, в ежедневном размере 2,3 млрд руб. Таким образом, если до 7 августа 2023 г. Минфин и Центробанк РФ дружно продавали валюту – на 1,7 и 2,3 млрд росс. руб. в день соответственно, то выпадение из этой схемы Минфина приведет к тому, что чистые продажи валюты сократятся с 4 млрд до 0,5 млрд RUB, что может привести к резкому ослаблению руб­ля до 100–105 RUB за 1 USD в моменте.

Сильный рубль вреден белорусскому экспорту

Ранее белорусский регулятор успешно сглаживал колебания российского рубля и поддерживал курс национальной валюты, благодаря чему обесценивание белорусского рубля к доллару США сложилось меньше, чем у российской денежной единицы. Если за период с 1 апреля по 31 июля 2023 г. белорусский рубль потерял к доллару США 5,9%, то российский за этот же период «похудел» на 17,6%.

Казалось бы, так следует действовать и дальше, однако такое значительное обесценивание российского рубля к белорусскому серьезно влияет на конкурентоспособность белорусских товаров, поставляемых на российский рынок, и тем самым ограничивает возможности по увеличению объемов экспорта в данном направлении. Таким образом, белорусский регулятор вынужден так или иначе следовать за курсом российского рубля, сглаживая резкие колебания и выдерживая некий паритет, но и не допускать существенного укрепления белорусского рубля к российской валюте. Это значительно ограничивает возможности Минфина и Нацбанка по поддержанию обменного курса белорусского рубля, не позволяя им игнорировать те тенденции, которые складываются на российском валютном рынке.

murin (2).jpg
        Дмитрий Мурин

Нацбанк Беларуси последнее время все чаще обращает внимание на риски, связанные со стимулированием экономики. Так, в вышедшем в конце июля докладе начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрия Мурина отмечается, что «стимулирование экономического роста без должного последующего повышения потенциального объема выпуска может вести к постепенному накоплению макроэкономических дисбалансов, потере конкурентоспособности белорусской продукции на внешних и внутреннем рынках, увеличению давления на бюджет, а также к ускорению девальвационных и инфляционных процессов». Это означает, что Минфин и Нацбанк все меньше склонны к тому, чтобы изо всех сил «держать» курс при ослаблении российского рубля.

Валютный рынок демонстрирует спокойствие

В отличие от прошлых лет, когда очередной виток девальвации сопровождался увеличением нетто покупки иностранной валюты, предстоящее ослабление может проходить на фоне стабильного спроса на валютном рынке. При этом нельзя исключать, что резкий рост курсов иностранных валют либо наоборот ползущая девальвация, растянутая во времени, могут привести к увеличению спроса в августе, а также последующих месяцах.

Если обратиться к свежим статистическим данным Нацбанка, то может показаться, что ничто не предвещает беды. Так, в июле 2023 г. физлица продали валюты на чистой основе на 76,1 млн USD, что вдвое больше, чем месяц назад. Это нетипичная ситуация для рынка, поскольку в период отпусков покупка валюты в этой категории возрастает. То есть даже в месяц повышенного спроса на иностранную валюту физлица активно избавлялись от денежных единиц, отличных от белорусского рубля. Всего же с начала года граждане продали валюты больше, чем купили – объем чистой продажи составил 381 млн USD.

Предприятия также продали СКВ больше, чем купили, что, скорее всего, связано с выплатой квартальных налогов. Это традиционное поведение субъектов хозяйствования в период уплаты налогов, однако сейчас они продали на чистой основе значительно больше обычного – 175,4 млн USD. Если же взять период с начала года, то данная категория участников валютного рынка продолжает оставаться чистыми покупателями со значением нетто покупки 466,7 млн USD.

Из других категорий участников валютного рынка ожидаемо продали на 142,8 млн больше, чем купили, предприятия-нерезиденты. А банки, наоборот, за июль приобрели на чистой основе 64 млн USD. При этом если нерезиденты с начала года уже продали в стране «чис­тыми» около 1,2 млрд USD, то банки за это время, наоборот, скупили почти 586 млн USD. В частности, увеличились депозиты в долларах и евро.

В целом на рынке в июле сформировался профицит валюты на 330 млн USD, что и стало причиной укрепления иностранных валют в третьей декаде июля. Однако в условиях относительно небольшого объема валютного рынка внешние причины могут легко привести к тому, что несмотря на демонстрацию стабильности еще вчера, завтра рынок может прийти в активное движение и за несколько дней переписать недавние максимумы.

***

Подведем итоги: предстоящее ослабление российского рубля становится фактором, который будет создавать давление и на обменные курсы белорусского рубля. В условиях приоритета восстановления экономики и важной роли в этом поставок отечественных товаров отрыв белорусского рубля от российского может стать серьезной проблемой для производителей. Такая ситуация связывает руки регулятору в проведении операций, направленных на поддержание обменного курса белорусского рубля. Это означает, что ослабление национальной валюты, которое мы наблюдали на прошлой неделе, может получить новый импульс.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений