Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
239.49
Серебро:
2.75
Платина:
98.61
Палладий:
97.99
Назад
Мнения
18.07.2023 15 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №53(2649) от 18.07.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тенденции и проблемы на белорусском рынке аудита

Фото: freepik.com

Обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности проводится в соответствии с законодательством не позднее 30 июня. Аудиторский «сезон» в Беларуси завершен.

«ЭГ» попросила топ-менеджеров известных аудиторских компаний рассказать об особенностях работы в этом году и тенденциях на рынке. Также специалисты поделились мнениями о существующих проблемах и своим видением их решения.

Иван Станкевич, партнер B1 Belarus:

stankevich.jpg
          Иван Станкевич

– В отчетности крупных компаний, которые мы аудируем, глобальных изменений не увидели. Да, 2022 год принес многим ощутимые сложности, но фактически большинству субъектов хозяйствования удалось адаптироваться к новым условиям. Потому в этом плане ауди­торский «сезон» негативных впечатлений не оставил.

Если говорить о непосредственно аудиторском рынке, то изменения произошли. Цены в реальном выражении практически не изменились, а вот предложение на рынке аудита по МСФО стало другим.

Во-первых, заметное количество квалифицированных аудиторов в 2022 г. решили уехать, во-вторых, компании по-разному выходили из международных сетей, сокращая или прекращая аудиторскую практику. В результате аудиторы у ряда крупных заказчиков в этом году изменились.

Какие проблемы? Некоторые компании, в частности с госкапиталом, утратив возможность привлекать западное финансирование, иногда более формально относятся к проведению проверок и говорят, что им аудированная отчетность не очень нужна. Данная позиция характерна далеко не для всех, но тем не менее такие мнения мы стали слышать.

Если говорить о внутриотраслевых вопросах, то можно выделить два аспекта.

Внешняя оценка качества, которая в стране проводится несколько лет, на мой взгляд, пока не решила ключевой проблемы качества аудита. По факту все участники рынка прошли внешнюю оценку качества с результатом, позволяющим оказывать весь спектр аудиторских услуг, хотя и уровень подготовки специалистов, и качество оказываемых ими услуг существенно отличаются.

И если мы предъявляем самые высокие требования к квалификации лиц, которые участвуют в аудите банков и других общественно значимых организаций (ОЗО), то у ряда прочих аудиторских компаний требования не столь высоки и категоричны.

Геополитическая ситуация оказывает все большее влияние. Как известно, АССА (Ассоциация сертифицированных присяжных бухгалтеров), дипломы которой подтверждают высокий уровень квалификации бухгалтеров и аудиторов, приостановила прием экзаменов на территории Беларуси и России.

Это привело к тому, что белорусским специалистам стало сложнее и существенно дороже подтверждать свои компетенции, поскольку теперь экзамены нужно сдавать в других странах.

В связи с тем, что ряд аудиторов приостановили обучение по программам международных сертификаций, ограничившись лишь курсами по теме применения МСФО, существует риск снижения общего уровня квалификации аудиторов в РБ.

Однако принимая во внимание тот факт, что отдельные отрасли планируют переход на МСФО (банки), наоборот, существует потребность в большем объеме знаний и в более строгом соответствии международным стандартам.

Учитывая данные обстоятельства, мы полагаем, что регулятору аудиторских услуг необходимо более активно вовлекаться в квалификационный процесс, особенно для общественно значимых организаций.

Ирина Верещагина, парт­нер Kept:

vereschagina (1).jpg
       Ирина Верещагина

– Особенность нынешнего аудиторского сезона в том, что 2023 год стал первым, когда в РБ прекратили работать международные ауди­торские сети с западными «корнями».

Однако крупные аудиторские компании, сохранившие бизнес в России, продолжают работать и в Беларуси, по сути, как сетевые международные компании с квалифицированными кадрами и всей необходимой инфраструктурой. Это позволяет нам поддерживать качество на должном уровне и продолжать оказывать услуги ведущим предприятиям республики.

В 2022 г. мы уделяли серьезное внимание в т.ч. вопросу непрерывной деятельности организации. Как известно, прошлый год оказался достаточно сложным для многих субъектов хозяйствования, встречались и факты закрытия компаний. Поэтому мы (как аудиторы) обязаны были обращать пристальное внимание на возможность организаций продолжать деятельность.

С учетом быстро меняющейся внешней среды специалисты стали чаще оказывать не только аудиторские, но и другие профессиональные (консультационные) услуги. Например, по вопросам налогообложения, реструктуризации деятельности и адаптации ее к новым условиям.

Что касается проблем на рынке, то, кроме демпинга и недостаточно качественно проведенных проверок, существует также проблема низкой информированности клиентов о специфике оказания аудиторских услуг. Так, в последнее время встречаются тендеры или закупки с так или иначе выраженным требованием к потенциальным ауди­торам провести проверку и выдать, например, только безусловно положительное заключение.

Другой пример – требование проведения аудита в нереально сжатые сроки, учитывая размер и специфику клиента, например, за 5–10 дней от начала работы. Также встречаются закупки, где единственным критерием выбора является цена предложения, хотя законодательство рекомендует в дополнение к такому показателю, как цена, использовать как минимум 3 нестоимостных критерия, включая внешнюю оценку качества аудиторских услуг.

Решению проблемы могла бы поспособствовать лучшая коммуникация между аудиторами и представителями собственников клиентов.

Аудиторы готовят аудиторское заключение для того, чтобы не только руководство предприятий, но и в первую очередь собственники видели реальное положение дел. Иногда специалисты выявляют проблемы в компаниях, но информация о них не в полной мере доносится до владельцев бизнеса или их представителей, хотя такая коммуникация напрямую требуется аудиторскими правилами.

На практике уровень взаимодействия между владельцами компаний (лицами, наделенными соответствующими полномочиями) и аудиторами иногда находится на недостаточно высоком уровне или такие коммуникации и вовсе отсутствуют. На мой взгляд, для повышения эффективности как частного, так и государственного сектора, данная связь должна обязательно присутствовать.

Демпинг также остается проблемой. Результаты внешней оценки качества аудиторских компаний показывают, что не все участники рынка стремятся к качественному оказанию услуг. Встречаются и аудиторы, пренебрегающие подготовкой рабочей документации или делающие это абсолютно формально.

В таком случае работа, выполненная для клиента, не является по сути аудитом, т.к. без подготовленной должным образом рабочей документации аудитор не имеет права сформировать мнение и подготовить аудиторское заключение.

Соответственно, наш рынок должен регулироваться таким образом, чтобы недобросовестные аудиторы не имели права оказывать услуги.

Денис Костян, директор ООО «ПРОМОВА АУДИТ»:

kostyan.jpg
           Денис Костян

– Аудиторский сезон для нас начался не в начале года, а примерно годом ранее, когда мы заключили долгосрочные договоры с нашими клиентами. Соответственно, за истекший год нам приходилось не только аудировать отчетность, но и нередко консультировать заказчиков.

Изменение логистики, проблемы с трансграничными расчетами, создание дочерних структур в «дружественных» юрисдикциях – эти и другие изменения подталкивали клиентов к получению консультаций аудиторов. Ведь перестройка бизнес-процессов требовала оценить возможное влияние изменений на учет, отчетность и налоговые обязательства.

Необходимость комплексного обслуживания клиентов – это и особенность минувшего аудиторского сезона, и в целом тренд. Заказчики просят подготовить обоснование применяемых цен, когда сделки относятся к трансфертному цено­образованию. Существует спрос на экспертизу по внешнеэкономическим сделкам, а также на инициативный аудит по налоговым вопросам.

Поэтому мы ожидаем, что спрос на комплекс профессиональных услуг, сохранится. Участники рынка аудита, которые не могут соответствовать запросам клиентов, постепенно уходят из бизнеса.

Из проблем отмечу, что заказчики иногда хотят пройти обязательный аудит только для того, чтобы соблюсти требования законодательства. По этой причине на рынке и возникает демпинг.

На данный момент аудит обязателен, в частности, для компаний с величиной выручки свыше 500 тыс. базовых величин. Наверное, целесообразен более комплексный подход, который обязывал бы заказывать аудит с учетом не только выручки, но и некоторых других показателей (величина активов, численность работников).

Сохранение демпинга также говорит о том, что остаются участники рынка, готовые оказывать услуги не на высоком уровне. Благодаря Аудиторской палате и внешней оценке качества, которая проводится уже несколько лет, удалось навести определенный порядок.

Палата собирает, анализирует информацию о тендерах и проверяет тех аудиторов, которые устанавливают самую низкую стоимость услуг. Поэтому фактов откровенного демпинга, по моим наблюдениям, стало гораздо меньше. При этом внешнюю оценку качества необходимо совершенствовать, чтобы применялись единые подходы (требования) к оценке деятельности разных участников рынка аудиторских услуг.

Елена Жугер, директор ООО «БелАудит­Альянс»:

ejuger.jpg
           Елена Жугер

– По нашим наблюдениям, участники рынка стали более адекватно вести себя с точки зрения ценообразования, и во многом, соглашусь, это заслуга проводимых Аудиторской палатой проверок оценки качества аудита.

Из несбывшихся надежд можно выделить тот факт, что после проверок внешней оценки качества некоторые участники рынка продолжают выставлять минимальные цены. Это говорит о том, что контрольные функции Аудиторской палаты необходимо совершенствовать.

Как это сделать? Если представители отрасли допускают грубые нарушения, их нужно либо лишать права заниматься аудиторской деятельностью, либо допускать на рынок повторно, но устанавливая повышенные членские взносы (в Аудиторскую палату). И за такими организациями должен быть превентивный контроль, т.е. необходимо внимательно следить за их поведением на рынке.

Кроме того, для снижения спроса на формальные аудиторские заключения, которые и порождают демпинг, органам госуправления необходимо работать с заказчиками внешнего аудита.

Ведь если предприятия с долей государства не обращают должного внимания на качество аудиторских услуг, а ключевое значение уделяют цене, то на выходе с высокой вероятностью окажутся необъективные аудиторские отчет и заключение. А это влечет проблемы в процессе принятия управленческих решений.

Поэтому, на наш взгляд, большую роль в выборе аудиторской организации должны играть управляющие компании холдингов, представители министерств, концернов, ответственные за результаты деятельности подведомственных организаций.

Кстати, весьма актуальным может быть определение общих подходов при формировании учетной политики разных компаний, имеющих единый центр управления. Это позволит повысить сопоставимость данных между разными организациями внутри холдинга и создаст основу для принятия грамотных управленческих решений.

Частный сектор, успешные компании проводят аудит именно для того, чтобы, базируясь на аудиторской документации, более эффективно управлять бизнесом и снижать налоговые риски. Поэтому такие заказчики при выборе аудиторской компании во главу угла ставят не цену, а качество.

По официальной статистике мы видим, что в выручке аудиторских компаний около половины занимают аудиторские услуги, еще половину составляют иные профессиональные услуги, т.е. клиенты заказывают комплекс услуг.

Этот тренд сохраняется, мы видим устойчивый спрос, например на консультационные услуги, и это логично в системе постоянно меняющегося законодательства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений