Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь и Чернобыль: суммарный ущерб на 235 млрд USD

Фото: freepik.com

38 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС, что привело к значительному радиоактивному загрязнению территории Беларуси. Последствия произошедшей катастрофы до сих пор оказывают заметное влияние на социально-экономическое развитие страны, отвлекая существенные ресурсы бюджета на восстановление территорий, подвергшихся радиационному заражению.

Ущерб – 32 бюджета страны 1985 года

Чернобыльская катастрофа оказала негативное воздействие на все аспекты жизнедеятельности, преж­де всего, на сельское и лесное хозяйство, промышленность, социальную сферу. В целях снижения доз облучения населения осуществлялся ряд защитных мероприятий: переселение, дезактивация территорий и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на загрязненные территории, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве, ограничение потребления загрязненных продуктов питания. С целью предотвращения производства продукции с высоким содержанием радионуклидов около 265 тыс. га земель были выведены из хозяйственного оборота. Эти земли вошли в состав зон отчуждения и отселения.

Радиоактивному загрязнению подверглась четверть лесного фонда Беларуси – 20,1 тыс. км2. В зоне загрязнения оказалось около 340 промышленных предприятий, многие из них прекратили свою деятельность или понесли большие убытки.

С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий отселено около 138 тыс. человек. Эвакуированные и переселенные граждане были обеспечены жилыми помещениями, компенсационными выплатами, пособиями и льготами.

Суммарный ущерб (включая потери, связанные с ухудшением здоровья населения, убытки, нанесенные промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу и другим отраслям народного хозяйства, затраты на осуществление мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения), нанесенный чернобыльской катастрофой, оценивается в 235 млрд USD, что составляет 32 бюджета Беларуси 1985 г.

В структуре общего ущерба наибольшую долю (81,6%) занимают затраты, связанные с поддержанием функционирования производства и осуществлением радиологических защитных мер, которые оцениваются в 191,7 млрд USD. На долю потерь, связанных с выведением из использования природных ресурсов и народно-хозяйственных объектов, приходится около 30 млрд USD (12,6%). Еще в 13,7 млрд USD (5,8%) оценивается упущенная выгода от понесенных потерь.

Таким образом, характер и величина ущерба, нанесенного чернобыльской катастрофой, явились мощными дестабилизирующими факторами социально-экономического развития Беларуси. Отметим, что проведенная оценка ущерба, по мнению специалистов, не является окончательной. Требуется продолжение исследований медико-биологических, социальных и экологических последствий катастрофы на ЧАЭС.

Социальные программы

Несмотря на ограниченность средств госбюджета, правительство Беларуси до конца 1990-х гг. было вынуждено ежегодно направлять около 10% бюджетных средств на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. С 1992 г. был введен чрезвычайный налог, размер которого до 1994 г. составлял 18% фонда оплаты труда всех предприятий РБ. Однако эти средства покрывали лишь 65–70% расходов на ликвидацию последствий.

Основным инструментом для проведения государственной политики по преодолению последствий чернобыльской катастрофы остаются госпрограммы. Удельный вес расходов на их выполнение ежегодно составляет около 3% республиканского бюджета. Начиная с 1990 г. в республике реализовано 5 государственных программ по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Общий объем финансирования мероприятий программ с 1990 по 2021 г. составил в эквиваленте около 19,3 млрд USD.

Основной объем финансовых средств за период 1990–2021 гг. с учетом капвложений на переселение людей на чистые территории в первые годы после аварии направлен на социально-экономическое развитие пострадавших территорий (9,08 млрд USD, или 47,6%) и на реализацию мероприятий по социальной защите граждан, оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение и оздоровление пострадавшего населения (8,43 млрд USD, или 43,4%).

В 2020 г. завершена реализация мероприятий на 2016–2020 гг. Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г. На их выполнение фактически использовано 2384,9 млн руб., в т.ч. средств республиканского бюджета – 2304,2 млн руб., местных бюджетов – 80,7 млн руб.

Госпрограммы последних периодов имеют ярко выраженную социальную направленность. Так, согласно программным мероприятиям на 2016–2020 гг. более половины средств (58,5%, или 1396,5 млн руб.) направлено на социальную защиту, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения, в т.ч. на выплату компенсаций и предоставление льгот за 2016–2020 гг. израсходовано 683 млн руб., включая финансовые средства на пенсии пострадавшим, пособия семьям, воспитывающим детей до трех лет, выплаты специалистам по контрактам, выплаты выпускникам, работающим в зоне радиоактивного загрязнения, горячее питание и др. На реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 гг. планируется направить 2997,5 млн руб.

В основу госполитики по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС заложен переход от после­аварийных реабилитационных мероприятий к развитию социально-экономического потенциала пострадавших регионов. Приоритетными являются: газификация населенных пунктов; развитие водопроводных сетей; благоустройство населенных пунктов, включая строительство дорог; строительство жилья для льготной категории граждан и специалистов; строительство и развитие объектов здравоохранения и образования; реализация инвестиционных проектов.

Последствия и восстановление

В результате произошедшей техногенной катастрофы радиоактивному загрязнению цезием-137 подверглись более 1,8 млн га сельскохозяйственных земель Беларуси, из них 265 тыс. га (около 15%) были выведены из хозяйственного оборота в 1986 г. В 1992 г. проведен первый тур обследования и крупномасштабного картирования сельскохозяйственных земель, который зафиксировал загрязнение 1438 тыс. га. С тех пор площадь сельскохозяйственных земель, загрязненных цезием-137, сократилась на 632,2 тыс. га, или на 44% и по состоянию на 01.01.2022 составила 805,8 тыс. га. Однако в связи с невозможностью получения продукции с содержанием радионуклидов, не превышающим республиканские допустимые уровни (РДУ), фактически в хозяйственный оборот было введено лишь 19,5 га.

Специалисты отмечают, что одной из мер комплекса защитных мероприятий является сохранение жестких уровней содержания радионуклидов в продуктах питания населения. Например, по содержанию стронция-90 нормативы Беларуси жестче нормативов Таможенного союза в 5,4 раза для хлеба, в 6,7 раза – для молока, в 10,8 раза – для картофеля, в 13,5 раза – для детского питания. Жесткие нормативы допустимого содержания стронция-90 в пищевых продуктах являются определенным гарантом качества продовольственных товаров с учетом статуса Беларуси как страны, наиболее пострадавшей от последствий аварии на ЧАЭС.

Радиоактивному загрязнению подверглись около 23% лесного фонда Беларуси – 2011 тыс. га леса. За прошедшее после аварии на Чернобыльской АЭС время в загрязненных лесах произошло улучшение радиационной обстановки. Содержание цезия-137 в древесине постоянно уменьшается и, как правило, соответствует требованиям респуб­ликанских допустимых уровней. До 70% дров, заготовленных в лесхозах Гомельской и Могилевской облас­тей, не превышают уровень удельной активности 200 Бк/кг и могут быть использованы для сжигания на промышленных котельных установках.

По состоянию на 01.01.2022 загрязненным оставалось 1513 тыс. га леса. Более медленные темпы сокращения загрязненных лесных территорий объясняются тем, что в отличие от сельскохозяйственных земель, на которых применяются агрохимические защитные мероприятия, изменение радиационной обстановки в лесных экосистемах происходит только за счет естественных процессов. Одновременно специалисты отмечают, что вклад пищевой продукции леса в формирование дозы внутреннего облучения населения увеличивается с течением времени относительно вклада продукции сельского хозяйства: грибы и ягоды остаются самыми опасными продуктами с точки зрения получения дозы облучения. Так, в 2021 г. при исследовании проб продукции установлено превышение допустимого уровня содержания радионуклидов в 39,2% проб грибов, 28,8 % – ягод черники, 4,4 % – мяса диких животных.

Для предотвращения несанкционированного проникновения граждан, ввоза/вывоза имущества, браконьерства, незаконного лесопользования на территориях зон отчуждения и отселения, где установлен контрольно-пропускной режим, периодически проводятся рейдовые мероприятия. Специалисты напоминают, что незаконное пребывание граждан на территориях зон отчуждения и отселения, где установлен контрольно-пропускной режим, а также незаконный сбор грибов, ягод, охота и рыбалка наказываются штрафом в размере от 10 до 30 базовых величин.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений