Административная нагрузка на бизнес должна снизиться
Новая редакция директивы о дебюрократизации госаппарата, принятая в июне 2023 г., предполагает упрощение административных процедур. Актуальную для бизнеса тему рассмотрели недавно и депутаты белорусского парламента.
Тренд на цифровизацию
Получение письменных подтверждений, заключений, разрешений, справок, согласований – все это многочисленные административные процедуры, с которыми сталкивается бизнес. Сейчас полный перечень таких действий занимает около 140 страниц.
Власти планируют сократить их количество и ускорить процесс взаимодействия субъектов хозяйствования и органов государственного управления.
В Директиве «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», новая редакция которой утверждена Указом от 13.06.2023 № 172, красной нитью проходит именно эта мысль. С помощью цифровых технологий планируется сделать административные процедуры «максимально простыми, не обременяющими ни граждан, ни субъектов хозяйствования».
Эту тему на днях обсуждали и депутаты белорусского парламента. На завершающем заседании девятой сессии Палаты представителей они рассмотрели в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон «Об основах административных процедур».
В заключении парламентской комиссии говорится, что документ предусматривает экстерриториальный принцип совершения административных процедур, а также использование информационно-коммуникационных технологий при совершенствовании таких процедур.
«Это обусловлено тем, что в настоящее время достаточно серьезно активизирована работа всех государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму», — заявила первый заместитель министра юстиции Наталья Филиппова, представляя упомянутый законопроект в парламенте.
По ее словам, широкое применение цифровых технологий должно обеспечить максимальное удобство и оперативность совершения административных процедур, как для граждан, так и для субъектов хозяйствования.
Цифровизация, как отмечают в Минюсте, позволит полностью автоматизировать механизм обмена данными между государственными органами, в т.ч. посредством взаимодействия электронных систем и ресурсов.
Это позволит максимально упростить процесс осуществления административных процедур, поскольку будет серьезно сокращен перечень документов, которые обязаны будут предоставлять субъекты хозяйствования, пояснила Н. Филиппова.
Издержки нужно уменьшать
В настоящее время у юридических и физических лиц уже появляется возможность подавать заявления для осуществления административной процедуры в электронной форме. Однако полностью механизм в этой части (от подачи заявления до получения административного решения) пока не оцифрован.
В парламенте считают, что работу в этой части необходимо ускорять с тем, чтобы снизить издержки бизнеса.
Депутат Андрей Савиных, выступая в Овальном зале, обратил внимание, что затраты, связанные с выполнением регуляторных требований госорганов, относятся к транзакционным издержкам бизнеса.
При этом деятельность органов госуправления может приводить как к снижению, так и к увеличению подобных затрат. Такие транзакционные издержки «прячутся» в затратах всех экономических субъектов и влияют на уровень себестоимости реализованной продукции, благосостояния наших граждан, отметил депутат.
«По мнению экономистов-исследователей, транзакционные издержки в общем объеме издержек экономической деятельности составляют, по разным оценкам в отраслях, до 40%. Это очень много, полагаю, это серьезный ресурс для снижения себестоимости выпускаемой продукции», – заявил А. Савиных.
В связи с этим он напомнил, что задача по снижению себестоимости относится к высшим приоритетам внешнеэкономической деятельности нашего государства, и поэтому депутатам стоит уделить особое внимание теме законодательного регулирования для оптимизации административных процедур.
Агентство сервисизации и реинжиниринга совместно с Министерством экономики проанализировало и переработало все административные процедуры для субъектов хозяйствования (порядка 650). Подготовлены соответствующие процессные карты для осуществления процессов в упрощенном виде. Предполагается, что именно цифровизация позволит перевести административные процедуры в более современный формат и тем самым снизить административную нагрузку на бизнес.