Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
239.49
Серебро:
2.75
Платина:
98.61
Палладий:
97.99
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административная нагрузка на бизнес должна снизиться

Фото: freepik.com

Новая редакция директивы о дебюрократизации госаппарата, принятая в июне 2023 г., предполагает упрощение административных процедур. Актуальную для бизнеса тему рассмотрели недавно и депутаты белорусского парламента.

Тренд на цифровизацию

Получение письменных подтверждений, заключений, разрешений, справок, согласований – все это многочисленные административные процедуры, с которыми сталкивается бизнес. Сейчас полный перечень таких действий занимает около 140 страниц.

Власти планируют сократить их количество и ускорить процесс взаимодействия субъектов хозяйствования и органов государственного управления.

nfilippova.jpg
     Наталья Филиппова

В Директиве «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», новая редакция которой утверждена Указом от 13.06.2023 № 172, красной нитью проходит именно эта мысль. С помощью цифровых технологий планируется сделать административные процедуры «максимально простыми, не обременяющими ни граждан, ни субъектов хозяйствования».

Эту тему на днях обсуждали и депутаты белорусского парламента. На завершающем заседании девятой сессии Палаты представителей они рассмотрели в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон «Об основах административных процедур».

В заключении парламентской комиссии говорится, что документ предусматривает экстерриториальный принцип совершения административных процедур, а также использование информационно-коммуникационных технологий при совершенствовании таких процедур.

«Это обусловлено тем, что в настоящее время достаточно серьезно активизирована работа всех государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму», — заявила первый заместитель министра юстиции Наталья Филиппова, представляя упомянутый законопроект в парламенте.

По ее словам, широкое применение цифровых технологий должно обеспечить максимальное удобство и оперативность совершения административных процедур, как для граждан, так и для субъектов хозяйствования.

Цифровизация, как отмечают в Минюсте, позволит полностью автоматизировать механизм обмена данными между государственными органами, в т.ч. посредством взаимодействия электронных систем и ресурсов.

Это позволит максимально упростить процесс осуществления административных процедур, поскольку будет серьезно сокращен перечень документов, которые обязаны будут предоставлять субъекты хозяйствования, пояснила Н. Филиппова.

Издержки нужно уменьшать

asavinyh.jpg
        Андрей Савиных

В настоящее время у юридических и физических лиц уже появляется возможность подавать заявления для осуществления административной процеду­ры в электронной форме. Однако полностью механизм в этой части (от подачи заявления до получения административного решения) пока не оцифрован.

В парламенте считают, что работу в этой части необходимо ускорять с тем, чтобы снизить издержки бизнеса.

Депутат Андрей Савиных, выступая в Овальном зале, обратил внимание, что затраты, связанные с выполнением регуляторных требований госорганов, относятся к транзакционным издержкам бизнеса.

При этом деятельность органов госуправления может приводить как к снижению, так и к увеличению подобных затрат. Такие транзакционные издержки «прячутся» в затратах всех экономических субъектов и влияют на уровень себестоимости реализованной продукции, благосостояния наших граждан, отметил депутат.

«По мнению экономистов-исследователей, транзакционные издержки в общем объеме издержек экономической деятельности составляют, по разным оценкам в отраслях, до 40%. Это очень много, полагаю, это серьезный ресурс для снижения себестоимости выпускаемой продукции», – заявил А. Савиных.

В связи с этим он напомнил, что задача по снижению себестоимости относится к высшим приоритетам внешнеэкономической деятельности нашего государства, и поэтому депутатам стоит уделить особое внимание теме законодательного регулирования для оптимизации административных процедур.

Агентство сервисизации и реинжиниринга совместно с Министерством экономики проанализировало и переработало все административные процедуры для субъектов хозяйствования (порядка 650). Подготовлены соответствующие процессные карты для осуществления процессов в упрощенном виде. Предполагается, что именно цифровизация позволит перевести административные процедуры в более современный формат и тем самым снизить административную нагрузку на бизнес.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений