$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«ЗУБНАЯ БОЛЬ» СТОМАТОЛОГОВ

19.08.2011

Ценовая либерализация как одна из необходимых экономических реформ до сих пор в полной мере не коснулась платных медицинских услуг. Регулирование цен, доведение разного рода нормативов не только мешают работе частных предприятий, которые оказывают платные услуги населению и не финансируются из бюджета, но и осложняют доступ граждан к современным методикам лечения. Многие из нас привыкли лечить зубы в частных стоматологических клиниках. Но есть ли у них будущее?

В недавнем прошлом стоимость стоматологических услуг полностью регулировалась Минздравом. Изменения в нормативные документы вносились не чаще одного раза в 3–5 лет. Это привело к тому, что у стоматологических организаций отсутствовала возможность работать без убытков. При расчете фактических калькуляций большая часть тарифов на услуги через 2–3 года работы имела минусовые показатели по рентабельности, поскольку цены просто не поспевали за коммунальными и арендными платежами, ростом заработной платы и отчислениями на нее.

Сейчас условия несколько смягчились. Однако государственное регулирование сохранилось на ортодонтические, ортопедические и зуботехнические услуги. Есть опасность вновь вернуться к убыточной работе. Как показывают расчеты, сегодня при средней заработной плате сотрудника клиники в 1,015 млн. Br и среднем уровне накладных расходов исчерпывается лимит предельного максимального уровня тарифов, утв. постановлением Минздрава от 25.08.2008 № 133 «Об утверждении прейскуранта на стоматологические услуги».

Как показала практика, пересмотр тарифов государство производит очень неохотно и редко, поэтому невольно задаешься вопросом: как работать завтра?

Выход один — снять ограничения и дать возможность коммерческим предприятиям, которые оказывают платные медицинские услуги и не получают ни одной копейки из бюджета, самим определять величину тарифов. При этом необходима правильная оценка ситуации. Ценовое регулирование в конце концов приведет к тому, что из всего перечня услуг будут выполняться самые дешевые виды, а пациенты со сложной стоматологической патологией, с повышенными требованиями к эстетике будут искать или неофициальную стоматологическую помощь, или уезжать лечиться в другую страну. И подобное уже имеет место.

Но волнует не только это. Как известно, процесс мышления определяется используемыми словами, причем у нас есть очень вредная традиция — с легкостью присоединять к ним новые понятия. Таким путем формируется и закрепляется поведенческий стереотип. Возьмем применяемый Минздравом термин «норма времени на оказанную услугу». Нормированию подлежат две непостоянные «величины»: пациент и врач, причем руководителю дается право только на уменьшение этой «нормы». Какая же это норма? Это расчетная единица услуги.

Норматив подразумевает применение точного шаблона действий, конвейера. А теперь давайте попробуем представить конвейер пациентов, которым необходимо быстро и дешево поставить пломбу. Для работы такого конвейера требуется унификация: одинаковое время работы, однотипные и легко заменяемые сверла, боры, пломбы. Кто доверит свое здоровье такому конвейеру? У отдельных пациентов неточно пришлифованная пломба через некоторое время (до 5 лет) может вызывать постоянные головные боли, которые только на время можно снять обезболивающими препаратами. Письменные жалобы по поводу некачественного лечения очень часто пишутся именно такими пациентами. На практике процесс пришлифовки пломб в отдельных случаях занимает до 1 часа, чего не предусматривают нормативные документы Минздрава. И подобные ситуации встречаются очень часто.

С нашей точки зрения, нормы расхода материалов Минздрава должны носить исключительно рекомендательный характер. В них много неточностей, старых, давно не применяющихся материалов. Приходится преодолевать массу нестыковок. В инструкции по применению материала значатся капли и мерники, а в документе Минздрава — граммы и миллилитры. Не внесло ясности относительно применения новых современных материалов и недавнее постановление Минздрава от 20.05.2011 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

Непонятны требования к оформлению документов при расчете с клиентами. Там необходимо прописывать по отдельности различные этапы лечения и их стоимость: препарирование полости рта, установку прокладки, реставрацию недостающей части зуба, полировку и т.д. Фактически на руки пациенту выдается технологическая карта процесса лечения. А если бы в магазине при продаже телевизора покупателю выдавали всю технологическую карту его изготовления? Между тем лечение кариеса включает до 32 пунктов прейскуранта, иногда больше. Изготовление одной металлокерамической коронки — 19 пунктов, получение оттиска — 9 пунктов… Зачастую сложность оформления бумаг становится причиной ошибок. Внимательный пациент всегда укажет на 5 стаканов или 5 салфеток в счете вместо одной. Какое уж тут доверие к врачу и предприятию, которые занимаются «приписками»? Итог — много потраченного времени, бумаги, много суеты, все заняты процессом... Мы чего хотим — процесса?

Сейчас в стране обсуждаются минимальные социальные стандарты в стоматологии. Тот минимум, который обеспечит восстановление функции жевания, глотания и речи социально незащищенным группам населения. Ставится цель, чтобы деньги налогоплательщиков, выделяемые государством для лечения отдельных дотируемых групп населения, приносили пользу наибольшему числу людей. Более требовательные пациенты должны самостоятельно нести расходы на медицинские, в т.ч. стоматологические услуги. Чтобы достичь этого, с одной стороны, государство должно рационально подойти к расходованию имеющихся финансовых ресурсов. С другой — необходимо дать возможность развитию внебюджетного финансирования. А это может происходить только за счет частных инвестиций, которые будут привлекаться при условии формирования благоприятной инвестиционной среды, что позволит инвестору получать достаточные доходы для покрытия соответствующих издержек и извлечения прибыли. Значительные возможности здесь предоставляет медицинское страхование. Это проверенная в мире схема, и нам следует двигаться к ней.

Для изменения ситуации стране необходимо более прогрессивное законодательство. Разработать его следует с участием отраслевых общественных организаций. Надо и далее развивать конкурентную среду в данной сфере, что позволит сдерживать цены рыночным путем и обеспечит повышение качества услуг. Обязательное регулирование цен может распространяться только на медицинские услуги тех организаций, которые получают целевое бюджетное финансирование.

Пациент доверяет врачу свое здоровье, а государство доверяет врачу оказание медицинской помощи, выдавая лицензии. Но государство почему-то не доверяет частной клинике самостоятельно определить стоимость оказываемых услуг. Неужели в глазах чиновника деньги ценнее, чем здоровье человека?

Экспертная группа Ассоциации стоматологических организаций при БСПН им. М.Кунявского