Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зовут себя в рынок

"Программа делает акцент на рыночные механизмы развития экспорта, и это верно", - оценил председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович содержание одобренной правительством на прошлой неделе Национальной программы развития экспорта на 2006-2010гг...
"Программа делает акцент на рыночные механизмы развития экспорта, и это верно", - оценил председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович содержание одобренной правительством на прошлой неделе Национальной программы развития экспорта на 2006-2010гг.

Жизненно необходимо также направить усилия на обеспечение признания Беларуси на международном уровне как страны с рыночной экономикой. Актуальным остается и вопрос получения страной кредитного рейтинга, приводится мнение ученого на официальном сайте правительства. "Это избавит нас от разного рода ограничений на пути нашей продукции", - значится в тексте самой Программы по этому поводу. При этом в документе указывается, что общая сумма потерь по этой причине оценивается в 230-250 млн. USD. Правда, кредитный рейтинг и статус страны с рыночной экономикой - дело будущего, поэтому в ближайшей перспективе разработчики Программы рекомендуют экспортерам бороться с реальными и потенциальными ограничениями самостоятельно. В частности, следить за уровнем цен на свою продукцию на мировом рынке, поддерживать постоянную связь с потребителями и коллегами-производителями, вступать с ними в различные ассоциации и объединения.

"В Программе предусмотрены два варианта прогноза - базовый и оптимистический, - сообщил, докладывая о содержании документа на заседании Совмина министр иностранных дел Сергей Мартынов. - Базовый вариант прогноза предусматривает рост экспорта в сопоставимых ценах в 1,57 раза, до 27,6млрд. USD. По второму, оптимистическому варианту, предусмотрен рост в 1,65 раза - до 32,2 млрд. USD". По его словам, в параметры второго варианта заложены более оптимистические ожидания конъюнктуры цен основных экспортных рынков. Кроме того, учитывается максимальная реализация экспортного потенциала предприятий, не имеющих ведомственной подчиненности. Вовлечение частных компаний в развитие экспорта подается разработчиками как ноу-хау документа и выражается в том, что в дальнейшем и им будут "нарезаны" задания по росту объемов экспорта.

В соответствии с Программой к 2010г. в структуре экспорта Беларуси доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции должна возрасти с 19 до 37%. На 1,1 млрд. USD по базовому варианту и на 2,8 млрд. USD по оптимистичному планируется рост экспорта услуг. Именно в развитии этих двух сфер усматривается большой экспортный потенциал. Интересно, что разработчики программы оценивают фактор отсутствия в нашей стране практики развития сектора услуг как положительный. По их мнению, это позволит в дальнейшем построить эффективную структуру "по классической схеме", при которой, как поясняется в Программе, побудительным моментом для производства чего-либо является потребность в нем потребителя. При этом ставку предлагается сделать на деловые, туристические и транспортные услуги.

Тем не менее основными статьями экспорта по-прежнему будут нефтепродукты, минеральные удобрения, химические волокна, трактора, холодильники и морозильники, газовые плиты и телевизоры, грузовые автомобили, мотоциклы, плитка керамическая. Помня о зависимости экспорта нефтепродуктов от поставщиков сырья и экологической опасности производств топливной, химической и нефтехимической отраслей, эксперты предлагают наращивать выпуск продукции пищевой, деревообрабатывающей отраслей, а также машиностроения и металлообработки.

Разработчики считают необходимым развивать электронную торговлю, товаропроводящие сети, сборочные производства и сервисное обслуживание, концессии по добыче ресурсов за рубежом; активнее сотрудничать с транснациональными корпорациями (практика показывает, что в долгосрочной перспективе производители, не включенные в структуру ТНК, не смогут эффективно работать на рынках, уточняется в документе). Исходя из тенденций глобализации, разработчики документа предлагают выходить на рынки вместе с предприятиями ЕврАзЭС, СНГ.

Ставя задачи, государство обещает обеспечить "эффективное функционирование системы государственной поддержки экспортеров, совместимое с правилами ВТО, касающимися справедливой конкуренции". "Реализация программных параметров : должна опираться на экономическую заинтересованность экспортеров". В связи с чем "мероприятия, заложенные в Программу, предусматривают максимальное развитие рыночных механизмов функционирования экономики, создание рыночных стимулов (в том числе с использованием налогово-бюджетного, ценового и других механизмов) для экспортоориентированных структур независимо от форм собственности".

Для наращивания экспорта следует "повысить эффективность использования факторов производства", считают разработчики Программы. Прежде всего это предполагает приведение в действие института банкротства в отношении хронически убыточных или низкорентабельных предприятий и, соответственно, принятие мер по переквалификации работников ликвидируемых предприятий. Настоятельная необходимость такой политики диктуется не только чисто экономическими соображениями (прекращение неэффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов) или социальными императивами (ликвидация предприятий с низкой заработной платой, существующих за счет эффективного сектора экономики, постепенная переквалификация высвобождаемых работников). Надо учитывать и перспективы вступления в ВТО, а также удорожание импортных товаров вследствие высоких таможенных барьеров, приводящих к повышению цен для населения на ряд видов более качественной продукции иностранного происхождения, указывается в документе.

Для развития экспорта предлагается "стимулировать формирование конкурентной среды для малого и среднего бизнеса; приобретать и использовать прогрессивные ресурсосберегающие технологии, включая импорт патентов, лицензий, другие формы трансфера технологий"; привлекать иностранных инвесторов, прежде всего в науко- и капиталоемкие сферы; повышать эффективность менеджмента и маркетинга предприятий-экспортеров, для чего откорректировать политику государства в области образования и подготовки (переподготовки) руководящих кадров.

Как стратегически верную оценивают Программу и независимые эксперты. Только вот для ее реализации этого явно недостаточно. Нужен четкий перечень конкретных действий, их исполнителей, сроков. Только тогда можно будет говорить о том, что Программа заработает. Справедливости ради уточним, что в ходе последней доработки Программу дополнили перечнем мероприятий по ее реализации в ближайшем 2006г. Предполагается, что и на каждый последующий год будет приниматься такой документ. Хорошо бы там было побольше конкретики и поменьше лозунгов.