$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Золотая рапсовая семечка

19.03.2010

Переработчики рапса считают, что развитие производства масла из этой культуры сдерживается в первую очередь существующей ценовой политикой.

В 2009 г. в Беларуси было произведено около 138 тыс. т растительного масла, 99% — из рапса, сообщила на пресс-конференции представитель концерна «Белгоспищепром» Неля Новицкая. По ее словам, это в 1,7 раза выше уровня 2008 г. Большая часть рапсового масла — 81,5 тыс. т — была экспортирована. В нынешнем году планируется почти удвоить объемы — 228 тыс. т.

Внутреннее потребление идет по двум направлениям — на технические и пищевые цели. 20 тыс. т маслодобывающие организации в 2009 г. поставили ОАО «Гродно Азот» и ОАО «МогилевХимволокно» для изготовления метиловых эфиров жирных кислот — компонента дизельного биотоплива. Остальное пошло на продовольственные нужды.

Такая конфигурация рапсового рынка сформировала на нем группы «игроков», чьи интересы сильно расходятся. Во-первых, организации, выращивающие рапс. В 2009 г. валовой сбор маслосемян этой культуры достиг 746 тыс. т, на четверть превысив результаты предыдущего года. План 2010 г. нацеливает аграриев на покорение рубежа 1 млн. т. Им, естественно, нужна хорошая мотивация в виде высоких цен на выращенную продукцию.

В «Белгоспищепроме» придерживаются иной позиции. Маслодобывающие и маслоперерабатывающие организации заинтересованы в том, чтобы сырье — те же семена рапса — было как можно дешевле. В настоящее время производством рапсового масла занимается около 40 предприятий республиканской, коммунальной и частной форм собственности. Крупнейшее из них — ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» — в 2009 г. произвело 27,9 тыс. т отечественного нерафинированного продукта. Как сообщила «ЭГ» замдиректора по экономике и финансам Наталья Леонова, по итогам года предприятие имело рентабельность 15%.

Достигнута она, во-первых, благодаря фиксированным ценам на сырье. Витебский завод работает в рамках госзаказа, покупая в соответствии с постановлением Совмина от 6.07.2009 № 900 маслосемена у сельхозпроизводителей по 640 тыс. Br за 1 т для пищевых целей и по 590 тыс. Br за 1 т — для технических. Во-вторых, рентабельная работа предприятия связана с выгодным экспортом. В прошлом году оно реализовало за границу свыше 80% произведенной продукции, на чем заработало 26,5 млн. USD. Для Витебского МЭЗ, как, впрочем, и других маслодобывающих организаций страны, пришло золотое время, связанное с высоким спросом на их продукцию со стороны зарубежных производителей биотоплива.

Совсем иные настроения царят в среде маслопереработчиков, производящих рафинированное и дезодорированное масло на пищевые цели. Например, бутилированного продукта в прошлом году они изготовили 10,6 тыс. т, что на 10,7% ниже уровня 2008 г. Иначе и быть не могло, в один голос заявляют руководители ОАО «Минский маргариновый завод», «Гомельский жировой комбинат» и «Бобруйский завод растительных масел». По их мнению, задание по наращиванию объемов трудновыполнимо. Ведь отечественное бутилированное масло из рапса на белорусском рынке не выдерживает конкуренции с украинским и российским подсолнечным.

Среди растительных масел рапсовое является одним из наиболее употребляемых в мире, уверяет главный специалист Научно-практического центра по продовольствию Национальной академии наук Валентина Бободей. По ее словам, питательная ценность этого продукта ничуть не ниже подсолнечного и даже оливкового масел. Увы, белорусы ученых не слышат, к призывам о «рапсовом патриотизме» относятся с подозрением, а покупают в первую очередь бутилированную «Золотую семечку», «Злато», «Олейну», «Кум».

Впрочем, такое потребительское предпочтение действует лишь в условиях сравнимых цен, считает директор Бобруйского завода растительных масел Галина Кустинская. Она напомнила, что в 2008 г. белорусское рапсовое масло «сметалось с полок», потому что было дешевле подсолнечного. Тот опыт, по ее словам, подсказывает, что нужно сделать сегодня для повышения на него внутреннего спроса — пересмотреть ценовую политику в этой сфере. «Чтобы рапсовое масло было выгодно использовать для пищевой переработки и бутилирования, цена на него должна быть ниже», — уверена Г.Кустинская. Разница в стоимости на каждой бутылке порядка 1 тыс. Br, как она считает, кардинально изменит ситуацию. Стоимостную корректировку бобруйский директор предлагает осуществить за счет высокорентабельного биодизельного направления. Конечно, такая инициатива вряд ли понравится маслодобывающим предприятиям.

Согласится ли правительство на предлагаемую меру? Учитывая проводимую в последние годы государством политику импортозамещения, которая призвана решить проблему отрицательного сальдо внешней торговли, вполне вероятно. Ведь сегодня страна импортирует почти 90% бутилированного растительного масла, расходуя внушительные суммы валюты. С другой стороны, есть все основания полагать, что в 2010 г. в мире сохранится устойчивый спрос на биотопливо. В Евросоюзе, например, в текущем году он ожидается на уровне 11,5 млн. т (в 2009 г. — 9,9 млн. т). На мировых биржах цены на рапсовое масло уверенно держатся на отметке, превышающей 900 USD за 1 т, что делает его экспорт весьма привлекательным. Так что тут еще надо хорошо все просчитать. А может наше правительство все-таки предпримет шаги в сторону либерализации рынка для белорусских производителей?

Но в любом случае для того, чтобы белорусы изменили свои потребительские предпочтения и переориентировались с привычного им подсолнечного масла на рапсовое, думаю, необходимо еще и повышать информированность населения о его полезности, нужна реклама этого продукта.

Иван МИХАЛЕВИЧ