$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Золотая глухомань

07.08.2009

Белорусскому туризму еще далеко по уровню развития до итальянского, испанского или польского. Для того, чтобы люди из разных стран ехали в Беларусь и оставляли здесь свои деньги, нужен качественно иной сервис, иные транспортная инфраструктура, состояние памятников истории и культуры, визовое обеспечение и многое другое. Все это требует больших инвестиций и более совершенной нормативно-правовой базы. Но есть направление, в котором уже сейчас и без больших капитальных затрат мы способны предоставлять конкурентоспособные услуги как для соотечественников, так и для иностранцев. Речь идет о сельском туризме.

О его состоянии и перспективах корреспондент «ЭГ» беседует с председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом БГУ Валерией КЛИЦУНОВОЙ.

- Агроэкотуризм — новое направление экономической деятельности для нашей страны. Какая тенденция прослеживается в его развитии?

— Рост, который в последние три года без преувеличения можно назвать бурным. Если в 2006 г. в Беларуси было всего 34 агроусадьбы, то в 2007 г. — 188, в 2008 г. — 474, а сейчас уже более 700. Столь же быстро увеличивается и число агротуристов. Три года назад их было в пределах 10 тыс., два года — около 18 тыс., а в прошлом году примерно 39 тыс. человек.

- В чем причины столь быстрого развития отрасли?

— Начну с того, что белорусский агроэкотуризм имеет конкурентные преимущества даже перед западноевропейским. Ведь любителям отдыха в деревне не столь уж важны блага цивилизации. Их интересует девственная природа, патриархальный сельский уклад жизни, натуральные продукты питания. Все это в изобилии имеется в Беларуси. В Евросоюзе владелец усадьбы своему постояльцу яйцо из-под курицы не предложит и рюмку домашней наливки не нальет. Там все очень жестко регламентировано нормами и правилами. А в Беларуси владелец агроусадьбы вправе кормить туристов продуктами со своего подворья. Потому что порошковый молочный напиток можно купить и в супермаркете, а парное молоко из-под коровы там не купишь.

Кроме того, в нашей стране для развития сельского туризма есть хорошая законодательная база. Согласно Указу Президента от 2.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» этот бизнес можно начать по заявительному принципу, заплатив при регистрации всего одну базовую величину. От уплаты налогов владельцы усадеб, сдающие туристам не более 5 комнат, вовсе освобождены. Можно кормить постояльцев с личного подворья, организовывать экскурсии, возить на своем транспорте. Все это не считается предпринимательской деятельностью, а рассматривается как дополнительный доход сельских жителей. Даже договор с туристами на обслуживание составляется без печати. Распространяется такой льготный порядок на сельчан и жителей городов с населением до 20 тыс. человек, а также на фермерские хозяйства. Правда, фермеру, который занимается еще и агроэкотуризмом, приходится вести раздельную бухгалтерию.

Сразу после принятия Указа № 372 началось бурное развитие сельского туризма в Беларуси.

- Но сельские жители, не секрет, небогаты. А чтобы начать свое дело, даже на столь льготных условиях, все же нужен какой-то стартовый капитал: дом отремонтировать, купить мебель, машину…

— В 2007 г. Белагропромбанк открыл льготную кредитую линию для субъектов агроэкотуризма. Ссуды до 70 млн. Br предоставлялись на 7 лет под 5% годовых без залога и поручительства. Около 300 владельцев агроусадеб взяли такие кредиты, обычно по 15-30 млн. Br. Льготные кредиты вызвали новую волну роста количества агроусадеб. Правда, недавно банк временно приостановил программу кредитования. Комитет госконтроля, что называется, тотально проверил использование этих кредитов и обнаружил 2 случая их нецелевого применения. Но, думаю, ситуация скоро исправится. Ведь развитие сельского туризма — важная часть реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., утв. Указом Президента от 7.06.2007 № 265. Каждый сельсовет имеет задание создать хотя бы одну агроусадьбу. Это и новые рабочие места, и создание нового социально-экономического облика белорусской деревни, которая вскоре будет зарабатывать не только на производстве сельхозпродукции, но и на продаже туристических услуг. В Россонском районе Витебской области, где низкое естественное плодородие земли, уже вырисовывается агроэкотуристический курорт на базе около 30 агроусадеб. Его создание — в планах правительства. Такой же курорт постепенно возникает и в зоне Августовского канала. Думаю, вскоре появятся они и в других местах.

- Однако курорт все же отличается от непритязательного отдыха на лоне природы. Это иной уровень обслуживания, нежели сбор грибов в лесу и питье молока из-под коровы…

— Этот уровень уже создается. Нашим общественным объединением с учетом общепризнанных международных требований разработана система стандартов и классификация усадеб. Они делятся на 4 категории, которые обозначаются не звездами, как отели, а петушками — аистов забрали себе литовцы. 4 петушка — это очень высокий и эксклюзивный уровень обслуживания плюс уникальное место расположения агроусадьбы. Но многие туристы ищут условия попроще. Владельцы таких усадеб также стараются разнообразить их досуг. Беларусь все же не Италия с ее солнцем, музеями, винарнями… Там туристу часто даже поспать некогда. У нас же время туриста надо чем-то заполнить. Почти у каждой агроусадьбы свой фирменный стиль. Одни предлагают велосипедные экскурсии, другие — путешествия на плотах или байдарках, у кого-то фольклорные праздники.

Люди учатся быстро. Наше общественное объединение проводит семинары с участием ведущих специалистов по архитектуре усадеб, национальной кухне, этнографии, другим актуальным вопросам сельского туризма. Желающих приобрести знания всегда много.

- Кто они, хозяева агроусадеб?

— Самые разные люди. Прежде всего наиболее предприимчивая часть населения белорусской деревни. Но много и вчерашних горожан, которые решили вернуться в родительские дома и начать вторую или третью, уже послепенсионную, карьеру. Появились и молодые специалисты агротуризма, которые получили базовое образование и теперь реализуют свои знания.

- А кто пользуется услугами агроусадеб?

— Во всем мире 70-80% сельских туристов — жители своей страны. Это закон отрасли, который действует и в Беларуси. Много отдыхающих из российских мегаполисов, стран Балтии, Польши, Италии, США, Нидерландов. На наших сайтах, где размещен каталог усадеб, в т.ч. на английском языке, всегда много посетителей. Свободных мест отдыха на август практически не осталось. И это при том, что средняя цена пребывания в агроуcадьбе довольна высокая — около 25 USD в день при трехразовом питании. Но с каждым месяцем усадеб становится все больше. Значит, придет тот день, когда цены на отдых в деревне начнут снижаться.

Беседовал Николай ТОЛСТИК