$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Знания для капитала

22.09.2009

В ближайший год будет завершена сертификация высших учебных заведений на соответствие их учебного процесса международным стандартам. Планируется, что после этого наши университеты смогут попасть в мировые рейтинги, уровень преподавания в них возрастет, увеличится и экспорт образовательных услуг. Кроме того, Минобразования обещает насытить рынок некоторыми дефицитными экономическими специальностями. Пока же, несмотря на «перепроизводство» в стране выпускников-экономистов, многие белорусские работодатели вынуждены искать специалистов за рубежом.

С прошлого учебного года во всех вузах по 375 специальностям внедрены образовательные стандарты нового поколения, заверил заместитель начальника управления высшего и среднего специального образования Минобразования Эдуард Шевцов, выступая на недавнем тематическом круглом столе в Доме прессы. По его оценке, усилена теоретическая и практическая подготовка специалистов с учетом передового опыта ведущих зарубежных университетов. Студентов начали учить логистике, кризисному менеджменту, управлению туристической индустрией и другим дефицитным специальностям.

Большие надежды возлагают в министерстве на проводимую сейчас сертификацию вузов. Это позволит не только повысить уровень образования, но и заручиться оценкой международных экспертов, попав в мировые рейтинги. «Там уже будет понятно, кто есть кто», — заключил Э.Шевцов. Хотя надеяться на топ-позиции нам вряд ли придется. Представитель Минобразования с досадой отметил, что по такому международному критерию оценки, как «бюджет университета» нашим вузам никак не сравниться, скажем, с американскими, которые оперируют миллиардами долларов. Тем не менее рост интереса к белорусскому образованию ожидается. Сейчас вынашиваются планы увеличить количество обучаемых в Беларуси иностранных студентов вдвое — до 14 тыс. человек, а экспорт образовательных услуг до 118 млн. USD.

Одна из ключевых задач — перевести обучение в практическую плоскость. Для этого, к примеру, в Белорусском государственном экономическом университете при разработке учебных планов постарались максимально учесть пожелания работодателей, а к преподаванию стали активно привлекать специалистов-практиков. Правда, последние не всегда охотно откликались по причине недостаточно высокой оплаты их труда. «Не каждый пойдет за 9 тыс. Br читать двухчасовую лекцию», — вынужден констатировать проректор по учебной работе БГЭУ Владимир Хмельницкий. По его мнению, принципы оплаты труда преподавателей должны быть пересмотрены на государственном уровне. Примером может стать Указ от 7.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности», который позволил научным организациям, проводящим наиболее значимые исследования, стимулировать своих сотрудников повышающими коэффициентами и премиями.

Ноу-хау от парты

В вузах страны заявляют о переходе на инновационные подходы в образовании. Некоторыми из них поделился заместитель директора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте РБ Леонид Ганчарик. Там, в частности, занялись продвижением экономических знаний в регионы, передав периферийным вузам свои образовательные материалы. По ним два года готовят студентов, затем лучших переводят в столичную Академию для дальнейшего обучения на 3-5 курсах. После получения дипломов молодых специалистов направляют обратно в регионы, решая там острейшую проблему дефицита кадров.

Кроме того, в рамках повышения квалификации местных чиновников начали обучать при помощи специальных компьютерных программ. На занятиях моделируют различные ситуации из экономической жизни районов, работники райисполкомов принимают виртуальные решения — и машина просчитывает их последствия.

Следующим шагом должно стать массовое дистанционное обучение граждан. Следует учитывать, что человечество входит в стадию информационного общества, в котором обработкой данных занимается 80% и более населения (такого уровня уже достигли Дания, Швеция, Швейцария). В нашей стране, по оценке Л.Ганчарика, с информацией пока работают только 52% населения, 48% — «крутят гайки». Однако и в Беларуси каждые 5 лет поток информации, с которой приходится сталкиваться менеджменту, удваивается. Соответственно остро встает вопрос повышения квалификации управленцев различного уровня, которых у нас около 450 тыс. В Академии заявляют о готовности охватить такими образовательными технологиями до 250 тыс. человек.

При этом преподавателям экономической теории придется работать не только над количеством, но и над качеством, или, точнее, над стереотипами устаревшего мышления.

До сих пор в экономике Беларуси господствует затратный метод, а новое понимание, основанное на построении разумных бизнес-моделей, еще не сформировалось, отметил замдиректора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Александр Белый. Кроме того, многие до сих пор не осознали, что «бесплатна только материнская любовь, за все остальное надо платить».

По этой причине новые, востребованные рынком образовательные продукты, не всегда находят платежеспособный спрос.

Хотя в чем-то стоило бы подтянуться и самим преподавателям. Несмотря на проводимую государством политику по привлечению иностранных инвесторов, в вузах республики до сих пор не налажена должная подготовка специалистов в вопросах международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). «Инвестор, приходя сюда, хочет понимать, куда он вкладывает деньги. А понимание это дают, в т.ч. финансовые отчеты, составленные на общепринятом в международной практике и понятном для инвестора языке МСФО», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «ЭГ» директор минского офиса образовательной компании Hock Training Эдуард Пилькевич. Увы, белорусским преподавателям самим порой не хватает знаний (и особенно английского языка, который открывает доступ к огромному массиву информации, накопленной европейским сообществом), а также практики, чтобы подготовить как следует студентов. Вот и приходится прибегать к услугам иностранных экспертов, к примеру, российских, где с инвесторами научились говорить на их языке несколько раньше.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях