$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Знакомьтесь — венчур

21.05.2010

Порядок создания, деятельности и налогообложения венчурных организаций, а также ряд стимулов для развития инноваций установлены Указом Президента от 17.05.2010 № 252 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Его нормы призваны оптимизировать условия для формирования рынка венчурных инвестиций, создать благоприятные условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда, сообщается в официальном пресс-релизе.

О венчуре у нас много говорилось в последние годы. Так, в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475, признавалось, что создание и использование венчурных фондов и компаний пока не получили практического применения из-за отсутствия нормативной правовой базы. А потому было запланировано формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая фонды венчурного (рискового) капитала как части рыночной инфраструктуры в 2006–2015 гг. Создание правовых и организационных условий для этого декларировалось в ряде программ. В Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утв. Указом от 3.01.2007 № 1, было дано определение венчурных организаций, сформулированы направления их деятельности и способы финансирования. Интересно, что если изначально здесь речь шла об участии в инновационных проектах (которыми считался комплекс работ по созданию и реализации инноваций), то теперь Указом № 252 они по тексту заменены на венчурные, которыми признается комплекс работ по созданию и реализации инноваций, организации и (или) развитию производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг), в т.ч. путем создания инновационной организации.

Финансирование венчурной организацией венчурных проектов согласно Указу № 1 осуществляется путем предоставления целевых займов и иными способами в соответствии с законодательством. Однако в мире венчурные инвестиции тем и отличаются от всех остальных, что они направляются в научно-технические разработки и изобретения, которые из-за своей новизны обладают повышенным риском и потому не могут финансироваться традиционными способами. Как правило, венчурные фонды финансируют такие проекты лишь на основании экспертизы идеи и оценки возможности ее внедрения на весьма льготных условиях, а то и бесплатно. При этом речь идет не столько о возвратности вложений, сколько об участии в доходах от нового бизнеса — если таковые будут. Поэтому ранее в Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003–2007 гг., утв. постановлением Совмина от 31.07.2003 № 1016, признавалась необходимость уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь: конкурентоспособность продукции, возвратность финансирования, расширение практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций. Однако инвестиции в инновации — дело рискованное: на любом этапе проекта возможен отрицательный результат и любые неожиданности. Поэтому в Концепции предлагалось страховать риски с помощью страховых и венчурных фондов. Создать нормативную базу, регламентирующую их деятельность, планировалось еще в 2003 г. Но, кроме описания зарубежного опыта и сожалений о его отсутствии, дело долго не шло — до Указа № 252.

Этим нормативным актом предусмотрена возможность выделения средств из республиканского бюджета на создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий государственной программы инновационного развития страны в порядке, определяемом Совмином. Однако о рисках и способах их хеджирования речь не идет.

ЗАТО предусматривается ряд налоговых льгот. Так, налогом на прибыль не будут облагаться в венчурных организациях и Белорусском инновационном фонде проценты и дивиденды, полученные от инновационных организаций. При этом налоговые льготы применяются в случае, если доля выручки этих организаций от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности составляет не менее 50% в общем объеме их выручки. В противном случае налог подлежит внесению в бюджет с уплатой пени. Ставка налога на прибыль для научно-технологических парков, их резидентов, центров трансфера технологий снижается до 10% при условии, что их деятельность будет соответствовать полученному статусу, а высвободившиеся средства — направляться на развитие. ГКНТ придется ежегодно подтверждать это соответствие налоговым органам. В случае расхождения недоплаченный налог взыскивается в бюджет. Субъекты инновационной инфраструктуры и резиденты научно-технологических парков освобождаются также от обязательной продажи валютной выручки.

Кроме того, на Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции по финансированию венчурных проектов. Впрочем, здесь, как и в остальных случаях выделения средств из этого фонда предусматривается уплата процентов (0,5 ставки рефинансирования Нацбанка) и возвратность (с санкциями в случае нарушения).

Итак, Указ № 252 открывает новую страницу для белорусских инноваций — опять-таки в основном за государственный счет. Нетрудно представить, сколько кирпичей за годы, прошедшие с принятия упомянутых концепций, успели положить другие страны в формирование шестого технологического уклада. Впрочем, автор теории «укладного» экономического развития Йозеф Шумпетер считал главным «генератором» инновационного прогресса не государство, а предпринимателей, чье стремление к доходу служит основным мотивом инновационного развития. Его теория подтвердилась тем рывком научно-технического прогресса, который дал право Финляндии, США и некоторым другим именоваться развитыми странами с рыночной экономикой (что оказалось неразрывно связанным) и постоянно лидировать во всех рейтингах конкурентоспособности и инновационности, в которых Беларусь обычно даже не значится. Ведь там подсчет идет по количеству разработок с мировой новизной и публикаций в авторитетных в мире научных изданиях и т.п. Впрочем, кроме статистики, важное значение здесь имеет мнение экспертов о способности страны формировать и поддерживать среду, обеспечивающую устойчивое создание стоимости компаниями и рост благосостояния граждан. И пока «у них» транснациональные корпорации и малые частные компании придумывают и финансируют (при поддержке государства) новые разработки для развития своего бизнеса, мы ждем, чтобы государство попросту дало из бюджета деньги на проекты в рамках государственных же программ. А потом порой ломаем голову над коммерциализацией придуманного за казенный счет. И когда за использование бюджетных ресурсов приходится держать ответ, то, если результат не оправдал ожидания, объяснения с проверяющими бывают не из приятных. Остается один аргумент: извините, венчур, знаете ли, дело рискованное...

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях