$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Знак «кирпич» для частных маршруток

09.01.2009

    Бизнесу пассажирских автоперевозок приходится нелегко. Одной из причин этого, по мнению участников рынка, — недавний переход индивидуальных предпринимателей в статус юридических лиц. Председатель Могилевского обкома ФПБ Сергей ЯСЬКОВ рассказал корреспонденту «ЭГ» о причинах, мешающих успешному развитию сектора, на примере работы маршрутных такси.

— Уходящий год для участников рынка выдался самым тяжелым за последнее время. За истекшие 12 месяцев владельцы маршрутных такси пережили целый ряд организационных изменений, что сказалось на их финансовом благополучии.

    Главным образом проблемы коснулись индивидуальных предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности, потерявших «длинные заказы». Как получилось практически без боя сдать давних клиентов? В данном случае профессионализм играет второстепенную роль. Проблема в том, что теперь ИП уже не могут выехать на линию сроком до 30-35 дней. Сегодня действует положение о рабочем времени для водителя, которому за рулем разрешено находиться только 15-17 дней в месяц (10-12 часов в сутки). При этом напарника нанять он не может — запрещает Указ № 285. В итоге зачастую исправная машина стоит в гараже и приносит одни убытки.

    С рядом проблем столкнулись и перевозчики, перерегистрировавшиеся в юрлиц. Кто поможет бывшему ИП, новоявленному учредителю ЧУП, который стал теперь в одном лице директором, бухгалтером и инженером одновременно? Расширить штат — нет ресурсов. Цены на техобслуживание и ремонт из-за перехода на безналичные расчеты возросли на 15-40%. Все виды страховок тоже подорожали на 15-20%. При этом стоимость оказываемых услуг осталась практически неизменной.

    Отметим, что у юрлиц существуют определенные ограничения по расчетам наличными при покупке необходимых автозапчастей и комплектующих. Особенно, если машин на предприятии несколько. В лимит наличных расчетов тут не уложиться, а на покупки по «безналу» уходит иногда слишком много времени.

    ЧУП как воздух необходима поддержка. Например, в целях адаптации на несколько лет вдвое снизить ставку налога при «упрощенке» (сейчас она составляет 8% от выручки) и т. д. Такие меры позволили бы улучшить финансовое положение, на которое и без того влияет немало негативных факторов.

    Так, предприятия всех форм собственности на себе ощутили увеличение в себестоимости доли затрат на горюче-смазочные материалы. В Могилевской области этот показатель всего за год рванул на 12,3%.

    Приходится сталкиваться владельцам транспортных средств и с административными препонами. Например, в новой редакции Правил дорожного движения нет ограничения по сроку эксплуатации транспортных средств, осуществляющих регулярные городские и пригородные пассажирские перевозки. Но на местах все не так просто. Например, в ГАИ Могилевской области техпаспорта и номерные знаки для автомобилей старше 10 лет попросту отказываются выдавать.

    Вышеописанные проблемы привели к логичным плачевным результатам хозяйственной деятельности владельцев такси: за прошедший год количество машин, регулярно выезжающих на рейсы, уменьшилось на 20-30% (в отдельных регионах до 50%); из 4 объявленных конкурсов на 26 мест на маршрутах Могилевской области даже не нашлось достаточного количества претендентов.

    А ведь в лучшие времена доля маршруток в общем пассажирообороте автомобильного транспорта достигала 12-13% (в средних и малых городах — до 30-50%). Сейчас эти показатели снизились примерно на треть. В наступающем году наверняка упадут еще больше.

Беседовал Эдуард ТРОШИН