$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЗИГЗАГ ШВЕЙНОЙ УДАЧИ

14.01.2011

Потеряв давальческие заказы европейских партнеров на пошив одежды в кризисные 2008–2009 гг., мозырское ОАО «Надэкс» оказалось перед необходимостью найти сколько-нибудь нетесную нишу на внутреннем рынке и выпускать продукцию под собственной торговой маркой. О том, чем увенчались поиски, «ЭГ» рассказал заместитель директора предприятия Дмитрий ТАЛАНОВ.

Пристрастное изучение спроса и потребительских предпочтений соотечественников выявило, в частности, что потребность в мужских сорочках (составляющих основу ассортимента швейной фабрики) достаточно велика, а продажи детских сорочек удачно поддерживает пропаганда делового стиля школьной одежды. Кроме того, было решено освоить выпуск женских моделей. Для этого отдел сбыта был реформирован в специализированное маркетинговое подразделение, занимающееся анализом спроса на предметы дамского гардероба. А в прошлом году предприятие переоборудовало экспериментальный цех, усилило финансирование конструкторских расходов, связанных с разработкой лекал для блуз, платьев, юбок, жакетов, пр. Отечественные покупательницы охотно отозвались расходами своих кошельков на новое предложение. В минувшем году на внутреннем рынке было продано 100 тыс. моделей женской одежды, это почти на 70% больше, чем годом ранее. В целом ОАО «Надэкс» в 2010 г. увеличило выпуск продукции на 8,2% к уровню 2009 г., до 32 млрд. Br, продажи на внутреннем рынке удалось нарастить на 29%, до 16,8 млрд. Br (0,5 млн. изделий), в России — в 2,7 раза, до 2,4 млрд. Br (около 70 тыс. изделий).

Довольно быстро выяснилось, что основная проблема отечественного производителя — не в том, чтобы выпустить новый товар и его продать. «Бич производителя — систематический несвоевременный возврат денег торговыми партнерами (за исключением крупных торговых объектов Минска и областных центров). Сейчас для нас это самый сильный фактор, тормозящий развитие, — убежден Д.Таланов. — Недостаток оборотных средств вынуждает брать крупные кредиты, часть которых покрывает обязательства перед поставщиками тканей и затраты на доставку сырья, часть — обязательства по зарплате. Частично восстановить оборотные средства, «вымытые» торговлей, помогают давальческие заказы».

Чтобы повысить эффективность бизнеса предприятие принципиально изменило организацию труда, перейдя на односменный режим. При этом была учтена практика западных, российских и прибалтийских производственных предприятий, сокращающих в массовом порядке вторые смены из-за 20-процентного снижения их эффективности в сравнении с первой. «Поскольку коллектив фабрики на 95% женский, то численность сотрудников сокращалась постепенно и естественно. В течение трех лет вакансии выбывших в декретные отпуска и по другим причинам сотрудниц не замещались», — пояснил Д.Таланов. Одновременно с сокращением численности рабочих внедрялось новое оборудование, менялись технологии изготовления одежды. В результате за три года численность рабочих сократилась на 70 человек, валовой объем производства вырос с 900 тыс. шт. до 1 млн. ежегодно, производительность труда увеличилась на 18% по сравнению с 2009 г. Снижение себестоимости повысило конкурентоспособность готовой продукции.

В прошлом году на техническое переоснащение и закупку швейных машин было направлено 305 млн. Br прибыли. Сейчас фабрика укомплектована новым универсальным и специализированным оборудованием японской «Джуки». В наступившем году в обновление технопарка запланировано направить примерно столько же средств.

Средние цены на товары «Надекс» за последний год выросли примерно на 20–30% в связи с повышением стоимости чешских, турецких, индийских, китайских и голландских тканей. Если в 2009 г. цена хлопка на биржах Юго-Восточной Азии снижалась на фоне падения спроса, то в 2010 г., потребность в сырье превысила его предложение. Вместе с тем неурожаи хлопка в Пакистане и Китае не только закрепили его дефицит, но и стимулировали повышение цен. «Один из наших основных поставщиков в Голландии компания Тootal трижды за 4 месяца меняла цены на товар. Все это не позволяет сдерживать или стабилизировать цену на выпускаемые изделия», — отметил Д.Таланов.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ