$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Жмем на экономический рычаг

22.02.2008

Дополнительные материальные стимулы руководителям предприятий, органов местной власти и министерств обещают подготовленные проекты указов. Об этом сообщил первый вице-премьер Владимир СЕМАШКО в среду на заседании Республиканской ассоциации предприятий промышленности (БелАПП).

Проект указа предусматривает формирование отдельного премиального фонда для руководителей предприятий в размере до 5% от фонда заработной платы. Премирование директоров будет проводиться по итогам года. Размер премии может составлять несколько среднемесячных заработных плат. Одним из обязательных условий материального стимулирования будет выполнение предприятием доведенных финансово-экономических показателей. Также планируется наделить министров правом устанавливать коэффициенты (до 5) к заработной плате успешных директоров. Право устанавливать более высокий коэффициент останется за главой государства. При выполнении прогноза развития по результатам года до 6 должностных окладов получат руководители министерств и местных исполкомов.

По словам В.Семашко, необходимость дополнительного материального стимулирования назрела в связи с наметившимся в последние годы оттоком кадров (менеджмента предприятий) в Россию. Известны многочисленные случаи, когда директоров, главных инженеров, технологов «сманивали» за границу, где их доход вырастает в разы.

Также в ближайшее время планируется провести реформу пенсионного обеспечения директоров путем «внедрения» в нее накопительного принципа. Проект, предложенный Минтруда, предусматривает использование накопительного принципа через генеральное тарифное соглашение и коллективный договор.

Правда, по мнению председателя БелАПП Анатолия Харлапа, такой механизм сможет социально защитить лишь тех директоров, которые выйдут на пенсию через несколько лет. Не у дел остаются нынешние пенсионеры-директора, а также те, кто выйдет на отдых в ближайшее время. А.Харлап призвал Минтруда пересмотреть проект и привлечь к его разработке бизнес-объединения. Стоит отметить, что пенсионная реформа может коснуться не всех руководителей, а только тех, кто относится к кадровому реестру Президента, т. е. наиболее крупных предприятий. Таких около 60.

Участники заседания ассоциации также отметили чрезмерную ответственность, возложенную на руководителей предприятий. Белорусское законодательство изобилует такими нормами, отметил гендиректор ПО «Минский моторный завод» Николай Лобач. Сотрудники МВД, МЧС, санстанции наделены правами привлечь руководителя к административной ответственности за любую провинность его подчиненных или отклонение от противопожарных, санитарных и иных норм на предприятии. «Нет прав, одни обязанности», — резюмировал он.

Кроме того, по белорусским законам как преступные могут быть классифицированы любые действия должностного лица, повлекшие причинение ущерба в результате хозяйственной деятельности, в т.ч. связанные с производственно-хозяйственными рисками. В других странах уголовная ответственность руководителей наступает только при наличии корысти или личной заинтересованности. Директора надеются, что ситуацию разрешит проект закона, подготовленный Минюстом и предусматривающий соответствующие изменения в УК.

Остается нерешенной проблема социальной защищенности руководителей совместных предприятий и подразделений товаропроводящей сети, организуемых за пределами республики. Межправительственные соглашения о признании трудового стажа подписаны лишь с некоторыми странами. По словам гендиректора ПО «Минский тракторный завод» Александра Пухового, назначение на руководящие должности за границей вызывает тревогу у менеджмента, особенно предпенсионного возраста.

Правда, быть успешным и претендовать на получение дополнительных премий отечественному директорату становится все сложнее. В ходе заседания БелАПП был отмечен ряд тревожных факторов, ухудшающих финансово-экономические показатели промышленных предприятий: обозначилось отставание роста цен на конечную продукцию в сравнении с ростом стоимости сырья, компонентов и энергоносителей. В 2007 г. в целом по реальному сектору это вылилось в снижение рентабельности реализованной продукции. На фоне возросших рисков руководители предприятий боятся привлекать внешнее финансирование. Сложна и процедура получения льготных государственных кредитов. В результате до 1 млрд. USD кредитных ресурсов остаются не задействованными. Считанные предприятия обратились за получением льготных кредитов для наращивания производства экспортной продукции, незначительная сумма использована на страхование экспортных рисков. Указ от 25.08.2006 № 534, призванный стимулировать экспорт, не работает.

Также отмечено отставание средних и малых предприятий по показателям эффективности хозяйствования от валообразующих. В числе основных причин — зарегулированность цен. Комитеты экономики облисполкомов устанавливают для предприятий смешанной и частной формы собственности предельные индексы цен без сохранения норм прибыли. В результате они оказываются в худших условиях по сравнению с государственными, выходят в лучшем случае на нулевую, а то и отрицательную рентабельность, отметил председатель БелАПП А.Харлап.

Убытки от продажи на внутреннем рынке все сложнее покрывать за счет экспорта. К примеру, экспортные цены на минеральные удобрения, производимые ОАО «Гродноазот», и цены для внутреннего рынка отличаются в 2 раза. По словам руководителя предприятия Александра Радевича, «Азот» не может установить цену для белорусских аграриев даже на уровне себестоимости, что влечет снижение рентабельности производства. «Остается второй вариант: сработал на склад, не отгрузил на экспорт — стал убыточным. Тогда есть все мотивы для повышения цены. Получается, что работать хорошо не совсем себе на пользу», — посетовал А.Радевич.

Члены БелАПП также обратили внимание на перегибы в политике импортозамещения. Стремление производить в республике все, от болта до двигателя, приводит к снижению конкурентоспособности белорусской продукции. Как отметил руководитель МТЗ А.Пуховой, в республике должно быть налажено производство только тех компонентов, по которым может быть обеспечено полноценное научное сопровождение. В остальных случаях нельзя препятствовать импорту комплектующих. «Без научной поддержки импортозамещение — деньги, выброшенные на ветер», — резюмировал он.
 
Александр ГЕРАСИМЕНКО

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях