$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЖКХ: требуются конкуренты

03.06.2008

Обеспечить качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, а также способствовать развитию конкуренции в этой сфере должен закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Его проект принят в первом чтении на нынешней сессии парламента.

«Принятие закона поднимет на новый уровень взаимоотношения между потребителем и исполнителем в области оказания жилищно-коммунальных услуг», — сказала журналистам на пресс-конференции инициатор разработки документа депутат Ольга Абрамова. По ее мнению, этот законопроект, подготовленный группой депутатов, вполне может получить звание «народного», поскольку затрагивает интересы почти всех жителей Беларуси. 38% опрошенных ею избирателей проблему жилищно-коммунального обслуживания назвали одной из важнейших.

Документ практически не имеет отсылок. Среди основных его новаций — закрепление права граждан (как потребителей, так и исполнителей) на получение оперативной информации в этой сфере. «Сейчас действует колоссальное количество нормативных актов, которые в силу своей разрозненности недоступны большинству граждан. Закон даст четкое руководство, как получать ту или иную информацию об услугах, как защитить свои права в случае их некачественного выполнения», — пояснила депутат.

В проекте оговорено, какие сведения и в какие сроки должны быть донесены до жильцов. Так, документ требует регулярно информировать граждан о том, сколько средств получает жилищно-эксплутационная служба от потребителей и сколько — из бюджета. По мнению депутатов, это «снимет очень многие вопросы», в частности, о том, куда идут деньги, отчисляемые на капремонт.

Расписан механизм защиты потребителя в случае оказания ему некачественных услуг или в случае их неоказания. Если, к примеру, ЖЭС отказал в предоставлении какой-то услуги, то жилец может привлечь другую организацию или сделать эту работу сам, потребовав от него возместить расходы. Кроме того, если коммунальная служба выполнила работу недобросовестно, гражданин вправе требовать снижения ее стоимости, а также нанять для «устранения недостатков» какое-то третье лицо, отнеся все расходы на ЖЭС. Разрешение спора между жильцом и ЖЭСом по поводу качества оказанных услуг возлагается на независимую экспертизу. Положение о ее проведении поручено разработать Совету Министров.

Еще одно немаловажное новшество: впервые на уровне закона закрепляется, что коммунальные услуги в Беларуси могут предоставляться «на конкурентной основе». Потребитель имеет право выбирать исполнителя услуг. К слову, эту норму поддержало и Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

По словам депутата О.Абрамовой, главное отраслевое ведомство согласно с тем, что конкуренция является тем рычагом, который поможет добиться снижения стоимости при одновременном улучшении качества. И хотя конкуренции как таковой в сфере ЖКХ у нас пока не наблюдается, этот документ поможет изменить ситуацию и «повернуть» отрасль в сторону рынка. Во всяком случае он дает белорусам право выбора и определяет механизм, как это сделать: если, к примеру, дом хочет перейти на обслуживание из государственного в частный ЖЭС, можно создать товарищество собственников.

Лояльность Минжилкомхоза к законопроекту депутаты объясняют еще и тем, что в соответствии с принятой концепцией развития отрасли до 2010 г. в стране должны появляться и новые формы обслуживания. В связи с чем заложенные в нем нормы помогут ведомству в реформировании.

Правда, эксперты довольно скептически оценивают принятый в первом чтении документ. Едва ли он сможет существенно изменить ситуацию, считают они. Причина, по которой частник не идет в ЖКХ, — дотационность отрасли. Ведь потребитель сегодня оплачивает далеко не 100% стоимости коммунальных услуг. В итоге частные ЖЭСы — а их в Беларуси единицы — конкурировать на равных с государственными пока не могут.

Разработчики хотели также поставить под контроль естественных монополистов отрасли, таких как Минскводоканал, поставщиков электроэнергии и др., создав контролирующий их деятельность орган — аналогичный существующему в России. Однако этот вопрос притормозила необходимость выделения дополнительных средств из бюджета.

Единственный момент, из-за которого у депутатов возникли трения с Минжилкомхозом, касается предложения ведомства вывести капитальный ремонт из сферы жилищно-коммунальных услуг. Это означает, что жильцы должны будут оплачивать его из своего кармана, в то время как сегодня их отчисления на капремонт составляют порядка 45% его стоимости. По мнению депутатов, это не согласуется с рядом указов главы государства и приведет к снижению уровня правовой защиты потребителей. Вернуться к обсуждению этой проблемы Палата представителей собирается при подготовке проекта ко второму чтению.

Инесса ГЕРМАНЧУК