$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЖКХ: КУРС НА ВОЗМЕЩЕНИЕ©

19.02.2013

Совмин постановлением от 8.02.2013 № 97 утвердил Программу развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 года, призванную повысить экономическую и энергетическую эффективность, инвестиционную привлекательность данной отрасли, эксплуатационную надежность жилфонда, качество предоставляемых услуг и снизить затраты на их оказание.

Программа, стоимостью более 64 трлн. Br, должна помочь обновить материальную базу ЖКХ, которая включает сегодня 3314 коммунальных котельных, многие из которых не соответствуют современным требованиям. Оборудование с низким КПД и высоким потреблением ТЭР планируется выводить из эксплуатации. Для части котлоагрегатов автоматизируют процесс горения топлива. От 25 до 30 котельных преобразуют в мини-ТЭЦ с вводом к 2016 г. 45–50 МВт энергогенерирующих мощностей на основе паротурбинных и газопоршневых установок. В результате энергосберегающих мероприятий к концу пятилетки соответственно на 3% и 10% снизятся удельные расходы топлива и электроэнергии на производство тепловой энергии и потери при ее транспортировке от котельных к потребителю. Отрасль обслуживает 15,8 тыс. км тепловых сетей, по которым около 19% тепловой энергии теряется в пути. Предстоит заменить 3,8 тыс. км изношенных трубопроводов теплоснабжения с подключением к сетям новых потребителей через индивидуальные тепловые пункты, оборудованные средствами автоматического регулирования и учета потребления тепловой энергии, что позволит уменьшить ее потери на 6,7% по сравнению с 2010 г. и сэкономить 430 тыс. т у.т. Приоритетным направлением развития теплоснабжения будет увеличение использования местных видов топлива — дров, древесных отходов и щепы, торфа. К 2016 г. их доля в общем потреблении котельно-печного топлива достигнет 54,5%, что, по мнению авторов Программы, позволит существенно снизить зависимость отрасли от импортных энергоносителей.

Столетие — на капремонт

Ветхие и аварийные здания составляют лишь 0,13% всего жилфонда республики (313,3 тыс. м2), однако удовлетворенности его состоянием Минжилкомхоз не испытывает. За последние полтора десятка лет в стране капитально отремонтировано лишь 15 млн. м2, т.е. около 1% в год от объема жилфонда. Процесс должен идти втрое быстрее. План по капремонту остался невыполненным и в 2012 г. — 1,3 млн. м2 вместо намечавшихся 1,5 млн. м2.

При таких темпах получается, что к теперешним новостройкам, например, очередь на капремонт придет не ранее чем через 100 лет. Проблема усугубляется тем, что многоэтажные дома постройки 1960–1990 гг. имеют низкую энергоэффективность, из-за чего на их отопление уходит значительно больше энергоресурсов, чем в странах Евросоюза с аналогичным климатом. Поэтому при проведении капремонта отечественного жилфонда необходимо предусматривать мероприятия по снижению тепловых потерь через ограждающие конструкции, модернизации инженерных систем, внедрению энергоэффективного оборудования с доведением теплопотребления до 80 кВтЧч/м2 в год.

В соответствии с действующим законодательством вопросы обеспечения надлежащего технического состояния жилфонда, организации его капремонта находятся в компетенции местных органов власти. Ими ежегодно утверждаются списки объектов по капремонту, которые затем традиционно пересматриваются из-за недостатка денег. В 2012 г. бюджет капремонта жилфонда Беларуси составил, по данным Минжилкомхоза, 1,6 трлн. Br, из которых около 70% было выделено государством, остальные 30% — отчисления граждан.

Напомним, в соответствии с п. 12 Инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, утв. постановлением Минжилкомхоза от 24.05.2004 № 13, их потребители производят обязательные ежемесячные отчисления на капремонт жилых домов по установленному нормативу в размере 100% от суммы начисленной платы за техобслуживание по действующим ставкам. Эти отчисления аккумулируются на субсчетах жилищно-эксплуатационных организаций, городских (районных) объединений ЖКХ, местных исполнительных и распорядительных органов для накопления средств от населения и их последующего использования по целевому назначению. В Программе подчеркивается, что государство по-прежнему будет продолжать нести бремя ответственности и финансирования при эксплуатации жилья, включая капремонт жилфонда, в условиях преобладающей частной собственности граждан на жилые помещения.

Программа требует переломить негативную тенденцию с обновлением жилья, ускорив к 2016 г. темпы до 3 млн. м2 в год (2,9% от жилфонда). Этот процесс должен сопровождаться другими мерами. В частности, необходимо выделить текущий ремонт из состава работ по техобслуживанию жилфонда, ввести подомовой учет затрат на техобслуживание и текущий ремонт и платы за него. Кроме того, планируется разработать и утвердить единую методологию организации и проведения капремонта и тепловой модернизации, пересмотреть виды и состав работ, выполняемых при капитальном и текущем ремонте за счет бюджетных средств и средств населения. Например, по состоянию на 1.07.2012 г. обновление 1 м2 в типичной пятиэтажке стоило порядка 1,3 млн. Br, включающее работы по утеплению стен и кровли, замене трубопроводных систем водоснабжения и канализации и т.д. Программа ориентирует коммунальщиков проводить среди населения работу, направленную на осознание собственниками жилья необходимости своего непосредственного участия в эксплуатационных расходах по ремонту и содержанию общего недвижимого имущества.

Аргументы вышли из доверия

Проще говоря, белорусам придется платить за коммунальные услуги все больше, чтобы возместить затраты организаций ЖКХ. Тарифы планируется повышать поэтапно (с учетом роста доходов граждан) с доведением уровня возмещения по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов). Облисполкомам и Мингорисполкому будут переданы полномочия по регулированию (по согласованию с Минэкономики) тарифов на услуги по техобслуживанию, капремонту домов, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом и жилыми помещениями. Также в целях компенсации организациям ЖКХ роста затрат и недопущения снижения уровня их возмещения населением намечается ежеквартальная индексация тарифов в течение финансового года. Механизм дифференцированной оплаты, уже действующий в сферах услуг водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения, предполагается распространить и на услуги теплоснабжения, оплата за которые будет производиться в зависимости от размера общей площади жилых помещений. Для социальной защиты населения планируется предоставлять безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты услуг.

Впрочем, обоснованность данных мер выглядит не слишком убедительно. В Программе говорится, что уровень возмещения гражданами затрат на оказание коммунальных услуг организациями ЖКХ снизился с 24,2% в 2010 г. до 15,3% в 2012 г. — якобы из-за роста цен и тарифов на импортируемые природный газ и электроэнергию, горюче-смазочные и другие материалы, который значительно опережает повышение жилищно-коммунальных тарифов для населения. В то же время затраты организаций Минжилкомхоза на оказание услуг населению в 2012 г. каким-то образом сократились на 10,3% по сравнению с 2011-м. Более того, Программой предусмотрено снижение к концу пятилетки затрат на оказание услуг ЖКХ не менее чем на 25% в сравнении с 2010 г. в сопоставимых условиях.

Между тем экономическими выкладками эти тенденции и планы не подкреплены, что свидетельствует о непрозрачности сферы ЖКХ. В частности, для оценки ее эффективности общественности следовало бы представить данные финансовых поступлений от населения на оплату коммунальных услуг, калькуляцию затрат организаций ЖКХ в целом и по видам услуг, динамику этих показателей в последние годы. Тогда и доверие граждан к политике государства в жилищно-коммунальной сфере определенно бы повысилось.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях