$

2.4198 руб.

2.8066 руб.

Р (100)

3.4563 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

Жизнь взаймы: выплаты по госдолгу могут стать чувствительной проблемой

26.01.2021

За январь-ноябрь 2020 г. внешний государственный долг Беларуси вырос на 6%, до 18,2 млрд USD, что составляет 30,1% к ВВП. Во многом его рост связан с выделением новых кредитов со стороны России и Евразийского фонда стабилизации и развития.

Совокупный госдолг (с учетом внутреннего) сложился на уровне 56,3 млрд руб., или 36,2% к ВВП при установленном пороговом значении 45%. Какие риски несет в себе текущий уровень заимствований, обсудили белорусские и российские эксперты в рамках специализированного семинара.

Старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Дмитрий Крук выделил два периода активного накопления госдолга за прошедшие годы: в 2010–2011 и 2016–2017 гг.

По его словам, с 2007 г. власти Беларуси совершали «классическую ошибку развивающихся стран, которые сделали ставку на фиксированный обменный курс и очень большие заимствования ради этого».

«Многие наши сегодняшние проблемы уходят корнями в тот период, когда мы очень активно заимствовали», – подчеркнул экономист.

Крук отметил, что в первый активный период накопления долга о диверсификации его источников не задумывались и большинство заимствований являлось межгосударственными кредитами РФ.

Второй отмеченный период характеризовался тем, что на него пришлись сроки погашения значительной части уже накопленного долга. И мотивы заимствований несколько изменились: они совершались ради стабилизации чрезмерно долларизированного финансового рынка через расчистку балансов банковского сектора – государство, по сути, выкупало валютные кредиты в обмен на облигации.

При этом внешние заимствования стали более диверсифицированными – состоялись успешные выпуски евробондов, привлечены кредиты Китая, а Россия уже выделяла средства не напрямую, а преимущественно через ЕФСР.

– Госдолг в Беларуси играл немного отличную роль, чем в большинстве стран: это было не столько пополнение дефицита бюджета, сколько поддержка счета текущих операций и поддержание финансовой стабильности через пополнение золотовалютных резервов, – подчеркнул эксперт.

Таким образом, государственный долг превращается из способа решения проблем в самостоятельную проблему: в 2016–2017 гг. он составлял в расширенном определении более 50% к ВВП.

Проблематичным является и то, что почти 98% внешнего госдолга Беларуси номинировано в иностранной валюте. Когда происходят шоки обменного курса, его обслуживание дорожает и выступает дополнительным фактором торможения динамики ВВП, пояснил Крук.

В связи с этим эксперт считает сложностью не сам объем госдолга, а высокую нагрузку на бюджет, которую он несет: чтобы погашать выплаты в инвалюте, необходимы значительные ее поступления извне, они по факту никак не могут покрыть объем выплат.

Потому начиная с 2016 г. постоянно обозначается необходимость рефинансирования – до 75% выплат по основному долгу. При этом власти стараются найти более выгодные, чем прежде, условия: удлинить сроки заимствований и по возможности снизить их стоимость.

Высокая чувствительность госдолга к курсовым колебаниям, по мнению экономиста, приводит к «боязни плавания» обменного курса, из-за чего экономические власти пока не идут на полностью свободное рыночное курсообразование в Беларуси.

 

Если евробондов нет

Последние политические события в стране и реакция на них со стороны Запада фактически перекрыли это направление заимствований для Беларуси.

– Чтобы сохранять все, как прежде, надо обеспечить постоянное рефинансирование госдолга, значит, нужен доступ к заимствованиям, который тесно переплетен с политическим контекстом. Если этого доступа нет, то у нас актуализируется угроза финансовой стабильности, – резюмировал Крук.

Напомним, на текущий год запланирован рекордный дефицит бюджета – свыше 4 млрд руб.

На погашение госдолга в 2021 г. должно быть направлено около 5 млрд руб. (в т.ч. на погашение внешнего госдолга – 4,2 млрд).

На обслуживание госдолга планируется направить более 3 млрд руб. (из них около 2,55 млрд – внешнего).

Поэтому без рефинансирования не обойтись.

Правительство рассчитывает для этих целей привлечь новые заимствования на общую сумму 2,5 млрд руб., из них 2 млрд – занять на внешних рынках.

После достигнутой на уровне президентов договоренности о выделении Беларуси российской стороной нового кредита на 1,5 млрд USD, в страну поступил 1 млрд из указанной суммы. В действительности оказалось, что 500 млн являются непосредственно межгоскредитом, а оставшиеся средства выделяются через ЕФСР.

Таким образом, по евразийской линии Беларуси в 2021 г. должны быть перечислены еще 500 млн USD. Остается найти, где взять как минимум еще троекратную сумму.

Руководитель проекта «Кошт урада», экономист Владимир Ковалкин предположил, что в качестве альтернативы размещению облигаций на внешних рынках, которое затруднено из-за введенных в отношении официального Минска санкций, Минфин может попробовать разместить дополнительные средства на внутреннем рынке.

 

Идем на Восток

Однако более сложными с точки зрения долговой нагрузки на белорусскую экономику станут следующие несколько лет. Российский экономист и финансист Сергей Алексашенко подчеркнул: из-за налогового маневра в нефтяной отрасли РФ, который будет продолжаться до 2023 г., бюджет Беларуси продолжит ежегодно терять доходы, что негативно скажется на платежном балансе страны и может вызвать проблемы с выплатами по долгам.

Пиковые выплаты по госдолгу, начавшиеся в прошлом году, должны продолжиться до 2024 г. Только в 2025 г. в официальных документах фигурирует сумма выплат, не превышающая 3 млрд USD.

По мнению эксперта, выделение нового российского кредита в 2020 г. – решение в большей степени политическое, чем экономическое. Однако в целом, считает Алексашенко, уровень кредитной поддержки Беларуси со стороны России уже не может быть прежним.

Если Путин и Лукашенко о чем-то договорятся, то финансовая поддержка в тех или иных объемах станет частью этой договоренности, – предположил он. – Но исходя из того, что происходило в последние полтора-два года в рамках экономической составляющей российско-белорусских переговоров, позиция о том, чтобы давать денег по минимуму, возобладала.

Поэтому, считает эксперт, РФ «давать будет ровно столько, чтобы финансовый рынок в республике не рухнул, но на увеличение резервов за счет российских кредитов Беларуси рассчитывать уже не стоит».

При этом в случае возникновения проблем с возвратом долгов на их списание российской стороной рассчитывать нельзя – все-таки Беларусь не Куба.

«Россия прощала долги странам Африки, Азии и Латинской Америки на 70–80 млрд USD. Это существенно больше, чем долг Беларуси перед РФ, – заключил эксперт. – Но надо понимать, что основная масса долгов тех стран – это долги за поставки вооружения. В нашем случае такой компоненты нет».

Практически все страны, которым Россия списывала долги, находились в гораздо более тяжелом состоянии, чем Беларусь. Поэтому в случае ухудшения конъюнктуры реальными видятся сценарии реструктуризации или временного моратория на погашение долга перед РФ.

Пока же на официальном уровне речь идет только о рефинансировании государственного долга. Несмотря на ежегодные экономические трудности, Беларусь остается дисциплинированным заемщиком и плательщиком.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное