$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Жизнь в налоговом цвете©

16.02.2016

В сложных условиях прошлого года налоговые органы справились с планом наполнения консолидированного бюджета. В текущем году трудностей в экономике ожидается уж точно не меньше, а потому усилий для сбора налогов придется приложить еще больше – с помощью как уже существующих мер, так и новшеств, которые могут появиться в ближайшее время.

На платежи, контролируемые налоговыми органами, в 2015 г. пришлось более 70% всех доходов консолидированного бюджета, сообщил в пятницу на пресс-конференции первый замминистра по налогам и сборам Игорь Клепча. План по сбору налоговых платежей выполнен на 100,9%, в т.ч. в республиканский бюджет – на 101%, а в местные – на 100,8%. Задание выполнено во всех регионах.

Всего в бюджет мобилизовано 193 198,1 млрд. Br. По оценке МНС, выполнение плана обеспечено также и в разрезе основных доходных источников (см. диаграмму). Однако в их структуре произошли довольно заметные изменения. В частности, И.Клепча отметил снижение доли налога на прибыль с 19% в 2014 г. до 11,3% в 2015-м, что объясняется сложностями экономической ситуации. Впрочем, налоговики не считают это достаточным оправданием. А потому в МНС постоянно ставится задача предотвратить «манипулирование» с затратной частью налогооблагаемой базы. На практике это оборачивается скрупулезной проверкой расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. При этом любой недочет с их обоснованностью или документальным оформлением оборачивается для субъектов хозяйствования неприятностями. В текущем году в составе затрат, которые можно учесть при налогообложении, произошли очередные перемены. Одна из них – запрет относить к ним оплату дополнительного поощрительного отпуска, в т.ч. предусмотренного Декретом № 29, что вызвало много вопросов у налогоплательщиков.

В свою очередь, пополнить бюджет помогает расширение «доходной» части облагаемых оборотов. Например, несмотря на замедление темпов роста заработков населения, удельный вес подоходного налога, как и годом ранее, сохранился на уровне 19,2%. И. Клепча отметил, что за счет налогообложения займов бюджету удалось получить за прошлый год 17 млрд. Br.

Не менее весомые аргументы имеются у представителей МНС для обоснования резкого сокращения критерия для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и отсутствия индексации размера выручки для всех остальных. По словам начальника главного управления методологии налогообложения организаций МНС Игоря Скринникова, это был «выверенный шаг» по итогам анализа, сделанный в целях предотвращения схем минимизации налогов.

Действительно, УСН, как и любые другие льготные режимы, всегда и везде широко использовалась бизнесом для снижения налогового бремени. Тем не менее в России, напротив, власти собираются увеличить в 2 раза критерий для использования такого режима уплаты налогов, чтобы поддержать малый бизнес. Но у нас в этой сфере свои подходы.

Попадали в поле зрения проверяющих и другие попытки занижения налоговой базы. В частности, в прошлом году было выявлено 30 случаев использования трансфертных цен. В связи с существенным расширением в текущем году возможностей пресечения этого механизма, налоговики советуют плательщикам быть аккуратнее при формировании цен контрактов, особенно при совершении сделок с взаимозависимыми лицами. Гораздо активнее налоговая служба страны намерена заниматься пресечением незаконных схем минимизации налогов при международной торговле, использовании интернет-ресурсов для получения доходов, организации услуг с помощью мобильных приложений и т.п. Первые признаки этой активности уже ощутили субъекты хозяйствования, которым запрещено применять УСН при интернет-торговле.

Все сложнее МНС сохранять динамику поступлений косвенных налогов. Так, НДС по-прежнему остается лидером по удельному весу в налоговых платежах, хотя его доля также имеет определенную тенденцию к снижению. Этот налог сегодня уплачивает свыше 130 тыс. организаций. Всем им с 1 июля придется применять электронные счета-фактуры. Такая перспектива серьезно беспокоит бизнес: многие предчувствуют как технические трудности, так и проблемы, обусловленные практически тотальным онлайн-контролем всех совершаемых транзакций. Как сообщил И. Клепча, тестирование электронной системы учета счетов-фактур уже закончено, и вскоре состоится ее апробация. При этом налоговики надеются, что введение новых правил поможет субъектам хозяйствования избежать непреднамеренных ошибок при исчислении НДС и одновременно усилит контроль за его уплатой. Пока здесь приходится прилагать немало усилий. Например, в прошлом году удалось предотвратить необоснованный возврат НДС из бюджета на сумму 1126,4 млрд. Br. (Структуру налоговых поступлений в 2015г.,смотрите по ссылке: https://neg.by/public_files/NEG_tax.xls)

Задача перехода на электронные счета-фактуры ставилась еще 4 года назад, напомнил И.Скринников. Теперь МНС обещает провести разъяснительную работу, собрать всех, кто занимается реализацией и настройкой бухгалтерских программ, чтобы объяснить, какие требуется внести изменения. И. Скринников уверяет, что главная цель введения электронных счетов-фактур – удобство для плательщиков, которые будут приобщаться к современным технологиям. А потому переход, считает представитель МНС, состоится максимально безболезненно и беспокоиться бизнесу не стоит. Правда, у нас часто получается, что электронные сервисы внедряются за счет самих налогоплательщиков.

Сложно в прошлом году обстояли дела и с акцизами. План по ним выполнен, но собрать удалось на 5 млрд. Br меньше, чем в 2014 г. Попытки замедлить рост цен на подакцизные товары и стимулировать производство и сбыт алкоголя дорого обошлись казне. Однако представители МНС не подтвердили слухи о возможном повышении ставок акцизов, введении новых платежей, расширении налоговой базы, о которых много говорят сегодня в бизнес-сообществе. И.Крепча объяснил, что его министерство занимается только налоговым администрированием, а разработка налоговой политики – прерогатива Минфина.

Стратегия развития налоговых органов на ближайшие 5 лет, которая сегодня разрабатывается, предполагает, прежде всего, реорганизацию процессов обслуживания плательщиков, сообщил И. Клепча. Особое внимание будет уделяться развитию интерактивных электронных сервисов (которых, кстати, у МНС уже насчитывается 38). Произойдет дальнейшее расширение электронного декларирования, на которое уже перешли 78% налогоплательщиков, появится единый для всей страны трехзначный номер телефона, по которому можно будет оперативно получить ответы на вопросы. В налоговых инспекциях будет введена электронная очередь, а единый корпоративный стиль будет принят для всех налоговых органов. Все это должно довести уровень удовлетворенности работой налоговиков (по оценке плательщиков) до 70%. Формированию партнерских отношений с ними призвана помочь Ассоциация налогоплательщиков, зарегистрированная в конце прошлого года.

МНС намерено изменить и подходы к контрольной деятельности за счет усиления аналитической составляющей, автоматизации системы налогового контроля, снижения количества выездных проверок и повышения эффективности работы налоговых органов. По данным МНС, на 1 Br затрат на содержание налоговых органов сегодня приходится 185 Br поступлений в бюджет.

Традиционно особое внимание в текущем году будет уделено контролю за вывозом и перемещением алкогольной продукции и табачных изделий, сообщила начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля товаров МНС Лариса Шибко.

В прошлом году субъекты игорного бизнеса внесли в казну 424 млрд. Br, что на 3,1 млрд. больше плана. В стране на начало текущего года работают 28 казино, 215 залов игровых автоматов и 247 букмекерских контор. При этом доля налога на игорный бизнес в доходах консолидированного бюджета не превышает 0,2%. Как отметила Л.Шибко, кое-кто в этой сфере деятельности пытался минимизировать свои налоговые обязательства за счет «переложения» своих доходов от игорного бизнеса на выигрыши физических лиц. Однако новая система контроля в игорных заведениях работает в режиме реального времени и налоговики могут постоянно отслеживать ситуацию.

В прошлом году заметно (на 17%) выросло число граждан, сдающих в аренду жилье, отметил начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько. Только в Минске таких насчитывается 59,5 тыс. человек. Увеличилось также число лиц, занимающихся ремесленной деятельностью и агротуризмом и уплачивающих налог по заявительному принципу. В то же время индивидуальных предпринимателей в стране за прошлый год стало на 8 тыс. меньше. Правда, их доля в доходах бюджета пока не изменилась, оставшись на уровне 2,2%. Заметим, что с вступлением в силу Указа № 222 как число ИП, так и налоговые поступления от них могут существенно сократиться. Но государство, похоже, это устраивает. Тем, кто прекратит свою предпринимательскую деятельность, придется искать себе другое занятие, а если не повезет – пополнить ряды безработных или «тунеядцев». Как сообщил М.Рассолько, 820 граждан уже представили уведомление, дающее право на льготу при уплате сбора на финансирование государственных расходов. Остальных еще предстоит выявлять.

 

 

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА