$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЖИЗНЬ СТАНЕТ ИНТЕРАКТИВНЕЕ

16.07.2010

Возможно, вскоре для получения лицензии или сбора справок гражданам не придется тратить время на хождение по инстанциям, переписывание заявлений, заполнение анкет. Все издержки, сопутствующие общению с бюрократическим аппаратом, будут минимизированы за счет электронного документооборота, управляемого электронной цифровой подписью. Это позволит государственным службам принимать заявки от граждан в режиме реального времени и ускорит обратное получение готовых документов. Такова одна из целей Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь», утв. постановлением Совмина от 27.12.2002 № 1819 (в ред. постановления Совмина от 25.01.2010 № 90), в рамках которой создаются 108 информационных систем, которые будут использоваться в т.ч. для оказания услуг населению.

Этот масштабный проект призван включить нашу страну в глобальный процесс электронной трансформации общества, успешно стартовавший в развитых странах, повысить качество жизни населения и сэкономить ресурсы налогоплательщиков. Реализованные за рубежом проекты электронного правительства позволяют населению и бизнесу решать многие насущные вопросы с помощью Интернета. Так, в ЕС стали стандартными 8 on-line услуг для бизнеса, в т.ч. лицензирование, таможенное оформление, и 12 — для населения, включая заполнение налоговых деклараций, получение справок, образовательные и медицинские услуги. Об этом шла речь на семинаре, организованном представительством ВБ и Минсвязи в целях совершенствования белорусского проекта электронной трансформации.

В Беларуси, по мнению постоянного представителя Всемирного банка в РБ Ивана Велева, национальной стратегии не достает фокусировки. Вместо 108 проектов государству стоило бы сосредоточиться на 2–3 направлениях, чтобы экономить ресурсы и время. Поэтому эксперты ВБ рекомендуют разработать одну комплексную программу развития информационно-коммуникационных технологий, в которую вошли бы подпрограммы министерств. В совокупности это решит главную задачу: создание доступных в территориальном и ценовом плане электронных технологий, в т.ч. широкополосный доступ в Интернет для всех жителей страны.

Примером здесь могут служить Южная Корея и Сингапур, лидирующие в области развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как заметила в ходе семинара по электронной трансформации представитель Национального агентства информационного общества Южной Кореи Канг-йан Ким, электронная таможня позволяет стране экономить в год около 181 млн. USD, работа электронного правительства — 543 млн. USD, электронные закупки — 4,8 млрд. USD. Кроме того, около 70% жителей Кореи предпочитают заполнять налоговые декларации в электронном варианте, что дает право на дополнительный налоговый вычет. В результате сокращаются затраты на использование бумажных носителей информации. К тому же время рассмотрения обращений граждан сократилось с 30 дней в 2005 г. до нынешних 7. Более половины раскрываемой административной информации среднестатистический кореец может получить в интерактивном режиме. Жители Южной Кореи имеют доступ к 158 государственным услугам в электронном виде.

В сфере госзакупок внедрение новейших разработок ИКТ сократило продолжительность тендерных торгов с полудня до одной минуты. Поэтому 93% таких сделок сегодня осуществляется в on-line режиме. А внедрение автоматизированной системы проверки данных в Южной Корее снизило уровень коррупции. Развитию ИКТ способствовала начатая в 2000 г. программа бесплатного базового обучения в области информационных технологий, которая охватила 21% населения (в первую очередь сельских жителей).

В Сингапуре, занимающем первые места в рейтингах легкости ведения бизнеса, качества образования и разработок в сфере электронного правительства, объем рынка ИКТ оценивается в 40 млрд. USD и ежегодно прирастает на 12,4%. Об этом рассказал представитель компании IDA International Себастьян Фу. По его словам, в стране огромное внимание уделяется IT-образованию: дети приобщаются к компьютерам, лэп-топам и прочим техническим «игрушкам» с 5 лет. По всей стране действует порядка 10 тыс. пунктов Wi-Fi, доступных любому ученику или студенту. Кроме того, выход в Сеть есть у 76% домохозяйств. Жителям доступно порядка 1,6 тыс. различных электронных услуг. Ощущать себя с малых лет частью высокотехнологичной нации сингапурцам помогают интерактивные учебники и виртуальные пособия. Процесс обучения в стране организован как своеобразная интерактивная игра, основанная на моделировании ситуаций.

Внедрение электронных технологий, в т.ч. интерактивного лицензирования бизнеса, позволяет сингапурцам значительно экономить свои средства. Упрощение системы лицензирования снизило издержки местных компаний на 42 млн. USD, не говоря о сэкономленном времени. Сегодня вместо трех рабочих недель, уходивших на рассмотрение заявки о получении лицензии 5 лет назад, будущему бизнесмену приходится в среднем ждать 8 дней, а в 43% случаев — вообще 3 дня.

По оценке ведущего специалиста в сфере ИКТ ВБ Хуана Навас-Сабатера, все это возможно и в Беларуси, поскольку у нас в области электронных технологий уже многое сделано.

Пока в рейтинге Международного союза электросвязи за 2010 г. наша страна занимает 55-е место, в т.ч. среди государств СНГ — 2-е. Специалисты уверены, что именно эта сфера станет источником роста в Беларуси и поможет интегрировать национальную экономику в мировую. Поэтому совершенствование отрасли — одно из приоритетных направлений, предусмотренных государственной стратегией развития информационного общества до 2015 г.

Евгения ЖУКОВСКАЯ