$

2.0793 руб.

2.3252 руб.

Р (100)

3.2206 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Резонанс

ЖИЗНЬ СТАНЕТ ИНТЕРАКТИВНЕЕ

16.07.2010

Возможно, вскоре для получения лицензии или сбора справок гражданам не придется тратить время на хождение по инстанциям, переписывание заявлений, заполнение анкет. Все издержки, сопутствующие общению с бюрократическим аппаратом, будут минимизированы за счет электронного документооборота, управляемого электронной цифровой подписью. Это позволит государственным службам принимать заявки от граждан в режиме реального времени и ускорит обратное получение готовых документов. Такова одна из целей Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь», утв. постановлением Совмина от 27.12.2002 № 1819 (в ред. постановления Совмина от 25.01.2010 № 90), в рамках которой создаются 108 информационных систем, которые будут использоваться в т.ч. для оказания услуг населению.

Этот масштабный проект призван включить нашу страну в глобальный процесс электронной трансформации общества, успешно стартовавший в развитых странах, повысить качество жизни населения и сэкономить ресурсы налогоплательщиков. Реализованные за рубежом проекты электронного правительства позволяют населению и бизнесу решать многие насущные вопросы с помощью Интернета. Так, в ЕС стали стандартными 8 on-line услуг для бизнеса, в т.ч. лицензирование, таможенное оформление, и 12 — для населения, включая заполнение налоговых деклараций, получение справок, образовательные и медицинские услуги. Об этом шла речь на семинаре, организованном представительством ВБ и Минсвязи в целях совершенствования белорусского проекта электронной трансформации.

В Беларуси, по мнению постоянного представителя Всемирного банка в РБ Ивана Велева, национальной стратегии не достает фокусировки. Вместо 108 проектов государству стоило бы сосредоточиться на 2–3 направлениях, чтобы экономить ресурсы и время. Поэтому эксперты ВБ рекомендуют разработать одну комплексную программу развития информационно-коммуникационных технологий, в которую вошли бы подпрограммы министерств. В совокупности это решит главную задачу: создание доступных в территориальном и ценовом плане электронных технологий, в т.ч. широкополосный доступ в Интернет для всех жителей страны.

Примером здесь могут служить Южная Корея и Сингапур, лидирующие в области развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как заметила в ходе семинара по электронной трансформации представитель Национального агентства информационного общества Южной Кореи Канг-йан Ким, электронная таможня позволяет стране экономить в год около 181 млн. USD, работа электронного правительства — 543 млн. USD, электронные закупки — 4,8 млрд. USD. Кроме того, около 70% жителей Кореи предпочитают заполнять налоговые декларации в электронном варианте, что дает право на дополнительный налоговый вычет. В результате сокращаются затраты на использование бумажных носителей информации. К тому же время рассмотрения обращений граждан сократилось с 30 дней в 2005 г. до нынешних 7. Более половины раскрываемой административной информации среднестатистический кореец может получить в интерактивном режиме. Жители Южной Кореи имеют доступ к 158 государственным услугам в электронном виде.

В сфере госзакупок внедрение новейших разработок ИКТ сократило продолжительность тендерных торгов с полудня до одной минуты. Поэтому 93% таких сделок сегодня осуществляется в on-line режиме. А внедрение автоматизированной системы проверки данных в Южной Корее снизило уровень коррупции. Развитию ИКТ способствовала начатая в 2000 г. программа бесплатного базового обучения в области информационных технологий, которая охватила 21% населения (в первую очередь сельских жителей).

В Сингапуре, занимающем первые места в рейтингах легкости ведения бизнеса, качества образования и разработок в сфере электронного правительства, объем рынка ИКТ оценивается в 40 млрд. USD и ежегодно прирастает на 12,4%. Об этом рассказал представитель компании IDA International Себастьян Фу. По его словам, в стране огромное внимание уделяется IT-образованию: дети приобщаются к компьютерам, лэп-топам и прочим техническим «игрушкам» с 5 лет. По всей стране действует порядка 10 тыс. пунктов Wi-Fi, доступных любому ученику или студенту. Кроме того, выход в Сеть есть у 76% домохозяйств. Жителям доступно порядка 1,6 тыс. различных электронных услуг. Ощущать себя с малых лет частью высокотехнологичной нации сингапурцам помогают интерактивные учебники и виртуальные пособия. Процесс обучения в стране организован как своеобразная интерактивная игра, основанная на моделировании ситуаций.

Внедрение электронных технологий, в т.ч. интерактивного лицензирования бизнеса, позволяет сингапурцам значительно экономить свои средства. Упрощение системы лицензирования снизило издержки местных компаний на 42 млн. USD, не говоря о сэкономленном времени. Сегодня вместо трех рабочих недель, уходивших на рассмотрение заявки о получении лицензии 5 лет назад, будущему бизнесмену приходится в среднем ждать 8 дней, а в 43% случаев — вообще 3 дня.

По оценке ведущего специалиста в сфере ИКТ ВБ Хуана Навас-Сабатера, все это возможно и в Беларуси, поскольку у нас в области электронных технологий уже многое сделано.

Пока в рейтинге Международного союза электросвязи за 2010 г. наша страна занимает 55-е место, в т.ч. среди государств СНГ — 2-е. Специалисты уверены, что именно эта сфера станет источником роста в Беларуси и поможет интегрировать национальную экономику в мировую. Поэтому совершенствование отрасли — одно из приоритетных направлений, предусмотренных государственной стратегией развития информационного общества до 2015 г.

Евгения ЖУКОВСКАЯ


Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы