$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

ЖИЗНЬ БЕЗ РЕЗИДЕНТСТВА©

27.09.2013

Хотя формирование договорно-правовой базы таможенного регулирования в рамках Таможенного союза практически завершено, в рамках ЕЭП не унифицированы другие сферы законодательства — банковского, валютного, налогового. Различаются и меры ответственности за совершенные правонарушения. О рисках и угрозах, связанных с отменой «принципа резидентства», рассказал на IV Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» заместитель начальника управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК РБ Владимир ЦАРИКОВ.

Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций, установленные ст. 368 ТК ТС, применяются до вступления в силу международного договора государств — членов ТС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на территории союза. Таким образом, применяемый в настоящее время «принцип резидентства» является временной мерой, вызванной недостаточной унификацией законодательств государств — членов ТС. По завершении формирования ТС и ЕЭП такие ограничения должны быть отменены. Однако тогда у белорусских таможенных органов могут возникнуть проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности нарушителей из России и Казахстана, являющихся фирмами-однодневками, по совершенным с их участием таможенным правонарушениям, выявленным в Беларуси в ходе посттаможенного контроля.

Вызвать в таможенный орган представителя такого юрлица или ИП для привлечения к административной ответственности будет практически невозможно. А при отсутствии или неявке нарушители могут избежать административной ответственности, а также взыскания возникшего налогового обязательства в связи с предполагаемым использованием схем по уклонению от уплаты налогов и сборов. Проблемно будет также взыскать штрафы и налоговые обязательства с нерезидентов, виновных в совершении правонарушений на территории Беларуси, — до те пор, пока не создан механизм исполнения решений судебных органов стран — участниц ТС. Поэтому необходима унификация административного законодательства трех стран и внесение соответствующих изменений в международные соглашения, регулирующие данные вопросы. Но достичь такой унификации, по мнению В.Царикова, в настоящее время весьма затруднительно.

В частности, изучая возможность отмены «принципа резидентства», придется учитывать, что в связи с выполнением Россией своих обязательств перед ВТО, возможно, достаточно долго будет сохраняться разница в уровне тарифной защиты, будут применяться изъятия в ставках ввозных таможенных пошлин в странах — членах ТС. Эти различия придется компенсировать мерами экономического или неэкономического характера, в т.ч. лежащими вне сферы действия таможенного регулирования. Таким образом, различия в национальных законодательствах будут сохраняться. Кроме того, в условиях отсутствия механизма четкого взаимодействия таможенных и налоговых органов государств — членов ТС при перемещении товаров внутри единой таможенной территории ТС велик риск потери части таможенных поступлений из-за «серого» импорта из Юго-Восточной Азии, доля которого в товарных потоках может достигать 30%.

После отмены «принципа резидентства» объемы таможенных операций могут вырасти в среднем в 2–3 раза, что потребует увеличения штатной численности таможенных и правоохранительных органов. Поэтому говорить о сокращении времени пребывания автотранспорта в пунктах пропуска, скорее всего, преждевременно. Сегодня досматривается лишь 1% от общего потока автотранспортных средств. Тем не менее количество выявленных правонарушений за 8 месяцев 2013 г. выросло на 3 тысячи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет также количество возбуждаемых уголовных дел и изъятых товаров. Поэтому все изменения должны быть тщательно продуманы.

В настоящее время в государствах — членах ТС применяются нормы национального законодательства, в частности, свои перечни товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, и национальные техрегламенты, на соответствие которым проводится данная оценка. Их унификация в ТС только начинает проводиться. Это грозит увеличением риска появления на рынках стран — участниц ТС товаров, не соответствующих техрегламентам.

Сегодня в соответствии с п. 1 ст. 181 ТК декларация на товары представляется таможенному органу при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. После отмены «принципа резидентства» декларация может быть подана любому таможенному органу на таможенной территории ТС для целей помещения товаров под любые таможенные процедуры, предусмотренные ТК (за исключением таможенного транзита), а не только для выпуска для внутреннего потребления. Однако учитывая нормы законодательства ТС, определяющие условия помещения товаров под таможенные процедуры, «принцип резидентства» будет действовать при помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории и вне ее, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного склада и магазина беспошлинной торговли. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов также могут быть использованы только в пределах территории государства — члена ТС, таможенным органом которого осуществлен выпуск товаров. Связанные с этим риски могут привести к потерям для бюджетов стран ТС, росту правонарушений и коррупции.

Татьяна АБРАМОВИЧ