$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЖИТЬ ДРУЖНО ИЛИ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

11.10.2011

В последнее время в нашей стране активно обсуждаются перспективы государственно-частного партнерства. Но многие чиновники и бизнесмены не совсем представляют, каким оно должно быть и какие механизмы его реализации наиболее актуальны для Беларуси. Внести ясность мы попросили доктора экономических наук Александра ЛУЧЕНКА.

В классическом понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой объединение средств, усилий государственных организаций и частных компаний на взаимовыгодной основе в средне- и долгосрочном периоде. Это предполагает две основные формы взаимодействия:

– передачу в частное (доверительное) управление государственного имущества с распределением доходов;

– совместное инвестирование средств в осуществление проектов (например, строительство дорог) с договорным распределением получаемых доходов.

Существует и расширенная, своего рода «интуитивная» трактовка ГЧП, когда есть стремление «заговорить» проблему без достижения конкретных результатов. В этом случае под ГЧП понимается формирование благоприятного бизнес-климата и, прежде всего, признание государством важной роли частного предпринимательства. Такое понимание ГЧП сегодня очень популярно в нашей стране. Существует даже мнение, что ГЧП — действенный правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в целях создания надлежащих условий для эффективного социального и экономического развития страны. Видимо, при этом предполагается, что предприниматели должны думать не столько о своей прибыли, сколько об общественном благе.

При таком подходе реализация конкретных проектов обычно подменяется лозунгами о том, что государство и бизнес должны жить дружно и теснее взаимодействовать для достижения важнейших социально-экономических целей (в т.ч. по выполнению целевых прогнозных показателей). Предпринимателям также предлагается поучаствовать в нормотворчестве, в различных комиссиях и заседаниях, готовить предложения в государственные инстанции и т.п. Такое ГЧП у нас уже есть, но только проку от него мало.

На самом деле в основе ГЧП должно лежать получение конкретной экономической выгоды от взаимодействия как для государства, так и для предпринимателей, причем подобное сотрудничество должно оформляться соответствующими договорами. Основными формами такого ГЧП могут быть:

контракт как административный договор, заключаемый между государственным органом и частной компанией на осуществление определенных видов деятельности. Наиболее распространенными в зарубежной практике ГЧП являются контракты на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в получении права на оговариваемую долю дохода (прибыли);

аренда. При этом на определенных договором условиях частному партнеру передается во временное пользование и за определенную плату государственное или коммунальное имущество, иногда с правом его выкупа;

концессия. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Есть три вида концессий: на уже существующие объекты; на строительство или модернизацию объектов и на передачу объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании. Например, в России и других странах распространено строительство дорог на концессионной основе;

государственно-частные предприятия в виде акционерных обществ или иных организационно-правовых форм с долевым участием сторон. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений и риски сторон определяются, как правило, долей в акционерном капитале.

Государство должно рассматривать проекты ГЧП прежде всего как средство преодоления ограниченности в финансировании крупных проектов, а также использования опыта частных компаний в управлении проектами, смещения ответственности на частного партнера, обеспечения доходности и окупаемости проектов. Для частного сектора в ГЧП важен доступ к ресурсам, объектам, которые ранее были недоступны, а также возможность получения дохода за осуществление проекта в течение длительного периода.

Чего у нас нет

Приходится констатировать, что в Беларуси для эффективного ГЧП не созданы соответствующие условия. Отметим основные проблемы в этой сфере.

Во-первых, у нас нет закона о ГЧП, где были бы определены основные его понятия, механизмы, формы и др. В этом документе должны быть урегулированы полномочия органов исполнительной власти по заключению договоров с бизнесом, определены административные процедуры подготовки и реализации проектов ГЧП.

Некоторые правовые нормы, касающиеся отдельных форм ГЧП, есть в белорусском законодательстве, в частности, в Инвестиционном кодексе (о концессиях) и Гражданском кодексе (договоры подряда, аренды, поставки для государственных нужд и др.). Однако они либо не охватывают весь круг вопросов, либо разобщены. Поэтому закон о ГЧП может существенно пополнить и модернизировать действующую нормативную базу в сфере инвестиционной деятельности, конкретизировать разносторонние формы и сферы использования ГЧП.

Во-вторых, в Беларуси нет соответствующей институциональной среды для реализации механизмов ГЧП. Например, в России существуют Инвестиционный фонд, Банк развития, государственные корпорации, Российская венчурная компания и др. В Казахстане создан центр государственно-частного партнерства в форме акционерного общества.

В-третьих, при наличии нормативной базы нет действенного механизма концессий, что и предопределяет их фактическое отсутствие. Потому-то не дали результата попытки привлечь инвестиции под разработки некоторых месторождений полезных ископаемых.

В-четвертых, сказывается дефицит высококвалифицированных кадров, способных профессионально составлять долгосрочные концессионные договоры. А если учесть, что по таким договорам государственная собственность переходит во владение и пользование частной компании на 20–50 лет, можно понять ту ответственность, которая ложится на чиновника любого уровня, подписывающего концессионный договор от имени государства.

Что делать

Анализ проблем, мешающих развитию ГЧП в Беларуси, позволяет определить и меры, которые следует в ближайшей перспективе принять, чтобы задействовать этот механизм на практике.

Прежде всего нам надо иметь концепцию и стратегию развития ГЧП. Надо оперативно подготовить соответствующую нормативную базу, т. е. безотлагательно принять закон о ГЧП и внести соответствующие коррективы в Гражданский, Бюджетный, Банковский, Инвестиционный и Налоговый кодексы.

Кроме того, следует разработать типовые соглашения по ГЧП, инструкцию по подготовке проектов, порядку заключения соглашений, положение об обязанностях участников партнерства, распределении рисков между участниками проектов. Также следует определить координирующий орган ГЧП — организацию, которая будет информировать участников о потенциальных проектах ГЧП, предоставлять образовательные услуги широкому кругу заинтересованных сторон по его проблематике, участвовать в конкурсах по отбору участников и т.д.

Обратим особое внимание на необходимость формирования эффективной институциональной среды для реализации механизмов ГЧП (инвестфондов, венчурных компаний, центров ГЧП, независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений и др.). Обязательно должны быть разработаны механизмы предоставления государственных гарантий по привлекаемому финансированию и возможных льгот частным инвесторам при реализации социально значимых проектов.

При этом надо инициировать включение Беларуси в базу данных проектов ГЧП Всемирного банка. И, конечно, руководствуясь в принципе весьма правильным лозунгом «кадры решают все», следует организовать подготовку высококвалифицированных специалистов в области концессий и других форм ГЧП.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях