$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЖИЛЬЕ ТРЕБУЕТ ПРИСМОТРА©

29.05.2012

Проект нового Жилищного кодекса (ЖК), призванного обеспечить регулирование жилищных правоотношений в современных условиях, готовится в Палате представителей к рассмотрению во втором чтении. Для того чтобы этот документ смог выполнить свое предназначение, законодателям следует обратить внимание на то, что некоторые важные нормы, в т.ч. касающиеся сохранности и целевого использования уже имеющегося жилфонда, прописаны в нем слабо или вообще отсутствуют, а ряд предложений специалистов не приняты во внимание.

Скажем, сегодня финансировать строительство социального жилья могут лишь местные исполнительные и распорядительные органы. Однако ряд предприятий в свое время предлагали предоставить такое право ведомствам, предприятиям и организациям, чтобы они могли строить отдельные дома или квартиры в порядке долевого участия для своих бывших работников — пенсионеров, инвалидов и др. Такое жилье не должно подлежать приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма, а при его освобождении право повторного заселения также должно остаться за субъектами хозяйствования, построившими его за свой счет.

Еще одно предложение касается построенных в свое время целевым назначением квартир и домов для медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское население. Ранее повторно заселить в высвободившееся жилье можно было только лиц, работающих в этих учреждениях (это касалось и отдельных категорий других работников на селе). В настоящее время данная норма не действует. Освободившиеся помещения, построенные за счет государства, нередко отдают другим, более «нужным», на взгляд руководителей хозяйств, специалистам. Таким образом, сформированный фонд попросту сходит на нет, а распределенным в село молодым врачам жить негде.

Представляется, что следует вернуться к прежней практике, и при доработке проекта ЖК более детально прописать условия и порядок повторного заселения такого жилья.

В СТРАНЕ остается много очередников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (свыше 849 тыс. человек). В условиях дефицита средств для финансирования воспроизводства жилищного фонда нельзя допускать резкого увеличения выбытия пригодных для жилья квартир и индивидуальных домов. Поэтому в проекте ЖК следовало бы предусмотреть, что перевод жилых помещений в разряд нежилых (для использования по другому назначению) может осуществляться в ограниченных объемах при достаточно аргументированных социально-экономических обоснованиях и только по решению областных и столичного исполкомов. Разумеется, тут возникнет немало возражений, особенно со стороны предпринимателей. Ведь совсем недавно процедура перевода жилых помещений в нежилые была чрезвычайно сложной и требовала огромного количества времени и сил. Однако со вступлением в силу с 1.01.2010 г. новых правил в этой сфере заметно увеличилось выбытие жилищного фонда, в том числе в связи с переоборудованием для нужд бизнеса. В 2010 г. по этой причине выбыло 38 818 м2 общей площади, в 2011 г. — 58 369 м2.

Для того чтобы учесть интересы разных групп населения, в проекте ЖК можно достаточно подробно прописать порядок и конкретные случаи перевода жилых помещений в нежилые и одновременно предусмотреть возможность осуществления той или иной деятельности в жилых помещениях без перевода их в нежилые с соблюдением определенных условий и в случаях, устанавливаемых жилищным законодательством.

В письмах в различные инстанции нередко говорится о нерациональном использовании части квартир государственного жилфонда. Порой граждане, особенно в крупных городах, проживают (а иногда лишь прописаны) в больших неприватизированных квартирах и систематически сдают их в поднаем, получая доход. Вполне резонно предлагается включить в проект ЖК норму об упразднении поднайма жилых помещений госжилфонда. Ведь никто не мешает людям приватизировать занимаемое жилье и затем распоряжаться им по своему усмотрению.

Кстати, законодателям стоит подумать над тем, как все-таки до минимума сократить число длительное время пустующих (незаселенных) жилых помещений, которых на 1.01.2012 г. насчитывалось свыше 123 500.

НЕОБХОДИМО усовершенствовать нормативное регулирование порядка переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах. Объемы этих работ уже сопоставимы с объемами капитального ремонта жилфонда, но выполняются практически безнадзорно. Есть примеры, когда различные «усовершенствования» делаются в 80% квартир многоэтажек. В итоге во введенных буквально 5–6 лет назад домах уже не работает вентиляция, жильцы жалуются на перебои с подачей воды и тепла. При этом предъявить претензии и заставить виновника исправить последствия своей бурной деятельности сегодня очень сложно, а иногда и невозможно.

В перспективе такое массовое «творчество» может сказаться на сохранности даже новых зданий каркасной системы с гибкой конструктивной схемой. Но еще большую опасность оно представляет для старых панельных домов, когда в перенапряженных железобетонных несущих стенах пробиваются проемы, делаются, как правило, без соответствующих расчетов и усиления металлоконструкциями, арки. По мнению специалистов, в старых домах передвижки стен и прочие «улучшения» вообще недопустимы.

Пора провести мониторинг всех осуществленных за последние годы внутриквартирных перепланировок, в т.ч. и тех, на которые выданы официальные разрешения. Ведь зачастую они выполнялись случайными работниками, не имеющими не только соответствующих лицензий, но и специальной квалификации. Следующим шагом должна стать разработка и утверждение специального нормативно-технического документа по проектированию и осуществлению индивидуальных перепланировок и переустройств жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Но для этого в ЖК нужно дать определения соответствующих работ, их состав и цели.

В проекте ЖК должны появиться нормы, регламентирующие деятельность органа по надзору за соблюдением жилищного законодательства — Государственной жилищно-коммунальной инспекции — создание которого предусмотрено Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216. Подобные службы в России, других странах осуществляют надзор за перепланировками и переустройством жилых помещений, включая экспертизу документации, контролируют эксплуатацию жилищного фонда и объектов коммунального назначения, защищают жилищные права граждан и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг. Создание такой инспекции важно еще и потому, что значительная доля жилфонда и объектов коммунального назначения находится в хозяйственном распоряжении разных органов госуправления, концернов, предприятий и т.п.

Логично было бы предусмотреть в ЖК необходимость введения эксплуатационных паспортов на жилые помещения, содержащих данные обо всей совокупности потребительских качеств жилища, правила и нормы безопасного и эффективного его использования (кстати, такие правила сегодня можно найти только в ЖЭСе), порядок перепланировок и переоборудования жилья, требования по подготовке его к эксплуатации в зимних условиях, результаты периодических технических обследований, порядок и гарантийные сроки устранения неисправностей, адреса и телефоны аварийных, ремонтных служб и др. Это способствовало бы обеспечению безопасной эксплуатации жилья.

МНОГИЕ специалисты считают, что необходимо уточнить в законодательстве статус общественных формирований жилищного самоуправления, их прав и обязанностей. Например, сейчас ст. 11 ЖК дает право гражданам самостоятельно в установленном порядке учреждать организации по строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений. Эту норму можно дополнить положением о праве граждан на создание органов жилищного самоуправления в форме общественных советов (домовых советов, комитетов и др.), регламентировать статус и полномочия таких структур, в т.ч. в организации общественного контроля за использованием и обеспечением сохранности жилфонда.

Виктор САВИЦКИЙ, действительный член МОО «Академия жилищно- коммунального хозяйства»