Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №91(2587) от 02.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4336
EUR:
2.5142
RUB:
3.9841
Золото:
139.24
Серебро:
1.73
Платина:
80.98
Палладий:
148.11
Назад
Жилье, земля
25.09.2022 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Жилье, построенное с господдержкой: ограничения по продаже

Фото: freepik.com

В последнее время расширены ограничения на отчуждение жилья, построенного с государственной поддержкой, в т.ч. и с использованием нельготных кредитов.

Не ущемляются ли этим и конституционные права граждан распоряжаться своим имуществом?

Действительно, п. 2 ст. 70 ЖК установлено, что не подлежат отчуждению, если иное не установлено Президентом и ЖК, жилые помещения, построенные (реконструированные) с использованием субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выданными банками на их строительство (реконструкцию), субсидии на погашение основного долга по этому кредиту, до полного погашения кредита, а также в течение 5 лет со дня досрочного погашения этих кредитов (но не более периода, оставшегося до наступления срока их полного погашения, установленного кредитными договорами) за исключением отчуждения соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации района в городе в порядке, установленном законодательством.

В перечень объектов, ограниченных к отчуждению, включены также жилые дома, объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния, а также вычленения изолированных помещений из этих капитальных строений (доли в праве общей собственности на указанные объекты), возведенные на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 8 лет с даты госрегистрации таких домов, за исключением отчуждения соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации района в городе при соблюдении условий, предусмотренных в абз. 4 п. 2 ст. 70 ЖК.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при проверке конституционности нормативных предписаний ЖК Конституционный Суд обратил внимание на то, что по своей правовой природе государственная поддержка при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений направлена на создание с учетом финансовых возможностей условий для реализации права на жилище лицами, для которых приобретение жилья исключительно за счет собственных либо заемных (кредитных) средств на общих основаниях в силу каких-либо причин оказывается затруднительным либо невозможным.

В связи с этим, по мнению Конституционного Суда, указанные запреты на отчуждение жилья, ограничивающие в определенной мере конституционное право собственника распоряжаться имуществом, закрепленное ч. 2 ст. 44 Конституции, обусловлены целями справедливого распределения средств, направляемых государством на оказание поддержки лицам, улучшающим жилищные условия, предоставления ее только действительно нуждающимся в ней для решения государством задачи снижения остроты жилищной проблемы, а также целями установления условий для обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

Подпунктом 3.5 п. 3 Решения Конституционного Суда от 29.04.2019 № Р-1169/2019 определено, что с учетом части первой ст. 23 Конституции предусматриваемые ограничения в части отчуждения жилых помещений, построенных (реконструированных) или приобретенных гражданами с использованием мер государственной поддержки, а также жилых домов, объектов недвижимости, возведенных на земельных участках, предоставленных гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не искажают сущности ограничиваемого права и гарантий его защиты, являются допустимыми и соразмерными, отвечают требованиям справедливости.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by