Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
08.06.2004 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Жилье неприкосновенно даже для контролера

Конституционный суд предложил Совету Министров внести необходимые изменения в Положение о государственном энергетическом надзоре: разрешить уполномоченным должностным лицам беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилище граждан, только в чрезвычайных обстоятельствах.

Конституционный суд предложил Совету Министров внести необходимые изменения в Положение о государственном энергетическом надзоре: разрешить  уполномоченным должностным лицам беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилище граждан, только в чрезвычайных обстоятельствах.

Этот факт по просьбе "НЭГ" комментирует Галина ЗМАЧИНСКАЯ, начальник экспертно-правового управления КС.

Даже те из нас, кто никогда не читал Конституцию, твердо уверены, что далеко не все желающие имеют право войти в чужой дом или квартиру без согласия хозяев. "Мой дом -- моя крепость", - основанная на подобном знании пословица.

Такую уверенность дает ст. 29 Конституции, которая гарантирует неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан. Эта норма созвучна положениям ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь 12.11.1973г., согласно которой никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

Согласно ст. 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В то же время, как показывает практика работы Конституционного суда по рассмотрению обращений граждан, на уровне подзаконных актов есть примеры, когда ограничения этого права недостаточно обоснованны.

Так, письмо одного из граждан касалось нормативно закрепленных полномочий сотрудников организаций, осуществляющих энерго -и теплонадзор, и содержало просьбу оценить конституционность актов, наделивших этих лиц соответствующими полномочиями.

Правоотношения между потребителями и снабжающими электрической и тепловой энергией организациями относятся к гражданско-правовым отношениям и возникают из договора, по которому в соответствии со ст. 510 Гражданского кодекса (далее -  ГК) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательством (п. 2 ст. 514 ГК).

Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики от 30.04.1996г. № 28, определяют в качестве существенного условия договора на снабжение электроэнергией -- основного правового документа, регулирующего взаимоотношения сторон, - обязательство потребителя допускать представителей энергоснабжающей организации и предприятия "Энергонадзор" для проверки технических средств коммерческого учета электроэнергии, состояния электрооборудования и электроустановок потребителя.

Казалось бы, все в порядке: заключая договор, каждый потребитель берет на себя обязательство допускать соответствующих лиц для выполнения ими должностных обязанностей к размещенным в его жилище электроустановкам, оборудованию, приборам и может при этом определить по согласованию с организацией, когда и при соблюдении каких условий возможен такой доступ.

Однако договор энергоснабжения, как и иные договоры, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (ст. 392 ГК).

Согласно Закону "Об энергосбережении" государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют правительство и уполномоченный им республиканский орган (в настоящее время это Министерство энергетики).

Правительство своим постановлением от 10.01.1998г. № 26 утвердило Положение о государственном энергетическом надзоре в РБ, которое является частью законодательства и, следовательно, нормам которого должен   соответствовать  заключаемый договор энергоснабжения.

Согласно п.8 Положения главному государственному инспектору Республики Беларусь по энерго- и теплонадзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энерго- и теплонадзору предоставляется право беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения.

Таким образом, граждане добровольно и в соответствии с законодательством брали на себя обязательство обеспечить беспрепятственный доступ перечисленным должностным лицам к установкам, расположенным в их жилище и ином законном владении, когда бы эти лица не изъявили желание выполнять возложенные на них обязанности: днем, ночью, в любое время суток, независимо от присутствия совершеннолетних членов семьи и других обстоятельств.

Справедливости ради надо отметить, что случаи злоупотребления этим правом встречаются крайне редко, но исходя из формулировки Положения они были возможны.

Оценка его конституционности и была проведена на заседании КС. Суд обратил внимание на то, что считает допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилище граждан, только при наличии аварий, пожаров либо ситуаций, представляющих угрозу жизни людей. Иные попытки доступа к таким установкам будут противозаконны.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений