$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

ЖИЛЬЕ - 2015: ПЛАНЫ НОВОСЕЛЬЯ©

25.11.2014

 

В соответствии с постановлением Совмина от 8.11.2014 № 1055 «О мерах по выполнению заданий на 2015 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2016 году» (далее — постановление № 1055) в следующем году планируется построить 5 млн. м2 жилья, в т.ч. с использованием господдержки — 2,5 млн. м2. Установлены задания по сдаче в эксплуатацию коммерческого жилья, индивидуальных домов, жилых помещений для многодетных семей и иных граждан, нуждающихся в социальной защите. Определены объемы и источники финансирования строительства с учетом объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ»

(Академия жилищно-коммунального хозяйства)

Общий объем ввода в эксплуатацию жилья сохранится на уровне, запланированном на текущий год, — 5 млн. м2 общей площади. В Брестской и Гродненской областях возведут по 700 тыс. м2 жилья (на 2014 г. запланировано 770 тыс. и 600 тыс. соответственно), Витебской и Могилевской — по 400 тыс. м2 (по 410 тыс.), Гомельской — 600 тыс. м2 (650 тыс.), Минской — 1300 тыс. м2 (1100 тыс.) и Минску — 900 тыс. м2 (1 млн. м2).

В СЕЛЬСКОЙ местности и в малых городских поселениях предстоит построить 1360 тыс. м2, или 27% от общего объема (в прошлом году — 1500 тыс. м2), в т.ч. непосредственно в сельхозорганизациях — 868 жилых домов и квартир общей площадью 65,9 тыс. м2 для нуждающихся в улучшении жилищных условий работников этих организаций и работников социально-культурной сферы.

Установлены задания по вводу в эксплуатацию жилья для граждан, состоящих на квартирном учете. Из 2,5 млн. м2 строящихся с господдержкой 1053,1 тыс. м2 будут возведены в рамках программ госзаказа, что на 324,8 тыс. м2 больше, чем запланировано на 2014 г. Для очередников в многоквартирных жилых домах в городах — 1716 тыс. м2, или 73% от общего объема городского жилищного строительства (многоквартирные жилые дома).

Напомним, что механизм финансирования и организации строительства жилья по госзаказу введен Указом Президента от 8.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений». В соответствии с ним очередники, имеющие право на получение льготных кредитов, полностью освобождаются от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства и получают в установленном порядке готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами. Для этого государственным заказчикам передаются все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, а также права и ответственность за планирование, координацию действий участников инвестиционного процесса, сроки, качество и контроль стоимости жилья. Облисполкомы и Мингорисполком должны начиная с 2015 г. обеспечивать формирование и утверждение на двухлетний период программ госзаказа на такое строительство с целью сокращения его сроков и, соответственно, снижения стоимости.

Значительно — до 460 тыс. м2 — вырастут объемы строительства коммерческого жилья государственного жилищного фонда для предоставления его гражданам по договорам найма, т.е. арендного жилья. Кроме того, Президент Александр Лукашенко призвал предприятия возводить такое жилье для своих работников. Отметим, что в 2012 г. были сданы первые 10,3 тыс. м2 арендного жилья, в 2013 г. — свыше 53 тыс. м2, в этом году запланировано 320 тыс. м2.

Для других категорий планы строительства меньше, чем в этом году. Так, для 392 семей будет сдано 19,6 тыс. м2 жилых помещений социального пользования (в 2014 г. запланировано 51,9 тыс. м2 для 964 семей). Для 4130 многодетных семей введут в эксплуатацию 346,5 тыс. м2 (на 2014 г. — 490,6 тыс. м2 для 5559 семей), для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, — 13,1 тыс. м2 для 215 семей (в 2014 г. — 32,9 тыс. м2 для 602 семей). Для 768 граждан, проживающих в общежитиях не менее 10 лет, — 41 тыс. м2 (в 2014 г. — 54,3 тыс. м2 для 986 граждан).

Определены задания и источники финансирования индивидуальных жилых домов общей площадью 1571 тыс. м2, или 31,4% от общего объема жилищного строительства. Напомним, что в 2014 г. ставилась задача построить 1895 тыс. м2, а в перспективе довести долю индивидуального жилищного строительства не менее чем до 40% общего объема ввода жилья. Согласно постановлению № 1055 облисполкомы и Мингорисполком должны всесторонне содействовать гражданам в таком строительстве, в т.ч. за счет разработки экономичных типовых проектов, создания системы строительных услуг, оказания помощи в обеспечении стройматериалами.

Впервые постановлением правительства определены задания по возведению жилья и его финансированию в городах-спутниках. Отметим, что строительство здесь планируется осуществлять в виде многофункциональных районов площадью до 50 га с формированием жилой застройки преимущественно домами не выше 5 этажей. В 2015 г. запланировано в Скиделе Гродненской области, Жабинке Брестской и Смолевичах Минской области ввести в эксплуатацию 37,4 тыс. м2 общей площади жилых домов для 492 граждан.

КАК БУДЕТ финансироваться строительство? Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 44971,7 млрд. Br. Из них 21 653,2 млрд. Br, или 48%, составят средства населения, 36% — кредитные ресурсы банков (16 305,9 млрд. Br, в т.ч. 6862,8 млрд. Br — на льготные кредиты), 6% — средства организаций, включая займы и др. (2674,7 млрд. Br), и почти 10% (4337,9 млрд. Br) — средства консолидированного бюджета (включая субсидии очередникам).

Постановлением № 1055 установлено, что в 2015 г. льготные кредитные ресурсы ОАО «АСБ Беларусбанк» направляются в первоочередном порядке на завершение расчетов по жилым домам, введенным в эксплуатацию до 1.01.2015 г., на финансирование домов, в т.ч. строящихся по госзаказу, по которым открыты кредитные линии, и домов для граждан, имеющих внеочередное право на получение льготных кредитов. На основании предложений облисполкомов и Мингорисполкома объемы льготных кредитных ресурсов могут быть перераспределены между областями и Минском.

Также определены объемы финансирования в 2015 г. строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки — 6307 млрд. Br.

ОБЛИСПОЛКОМАМ и Мингорисполкому предписано при необходимости обеспечить дополнительное финансирование жилищного строительства, включая строительство коммерческого жилья, за счет средств местных бюджетов, в т.ч. средств от приватизации жилых помещений, применения увеличенных ставок налога на недвижимость в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, а для создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для кварталов индивидуальной жилой застройки — за счет продажи и сдачи земельных участков в аренду, применения увеличенных ставок земельного налога.

Республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные правительству, облисполкомы и Мингорисполком должны также обеспечивать привлечение средств подчиненных им (входящих в их состав) организаций для выделения работникам этих организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. Облисполкомам и Мингорисполкому совместно с Минстройархитектуры поручено принять меры по сдерживанию роста стоимости строительства жилья с господдержкой и за счет бюджетных средств за счет использования проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств, перечень которых утверждает Минстройархитектуры. Рекомендовано максимально применять проекты таких домов в крупнопанельном исполнении при формировании программ госзаказа на строительство.

Установлен единый предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в размере 6,6 млн. Br, который применяется, в частности, при определении максимального размера льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения и при расчете базовой доли субсидии на указанные цели. Установлен и предельный показатель стоимости 1 м2 не выше 9,4 млн. Br для выдачи льготного кредита ОАО «Белагропромбанк» на строительство (реконструкцию) жилья в сельхозорганизациях.

Персональная ответственность за обеспечение выполнения заданий возложена на министров архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, на председателей облисполкомов и Мингорисполкома, председателей правлений ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».
 

СПРАВКА «ЭГ»

В январе–сентябре 2014 г. на жилищное строительство использовано 29,8 трлн. Br инвестиций, что составило 19,9% к их общему объему и 108,3% к уровню января–сентября 2013 г. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 4,9 трлн. Br, из которых 27,3% — для районов индивидуальной жилой застройки.

В январе–сентябре 2014 г. построено 50 тыс. новых квартир (в январе–сентябре 2013 г. — 43,8 тыс.). Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 2104,3 тыс. м2 общей площади, или 52,9% от общего объема введенного жилья, в т.ч. 1757,5 тыс. м2 — с государственной поддержкой. В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 956,4 тыс. м2 общей площади жилья, или 24% от общего ввода по республике (в январе–сентябре 2013 г. — 26,5%).

По итогам 9 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. доля общей площади жилых домов, введенных в эксплуатацию за счет средств консолидированного бюджета, выросла с 4,7% до 7,5% (а ее объем вырос в 1,7 раза), собственных средств организаций — снизилась с 4,8% до 4,5%, кредитов (займов) банков — с 37,5% до 34,6%, собственных средств населения — с 50,2% до 49,4%.