$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«ЖЭСы» теряют монополию

22.07.2008

Со вступлением в силу Закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» граждане получат возможность отказаться от некачественных услуг ЖКХ и выбрать другого их исполнителя. Документ подписан главой государства на прошлой неделе.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова, отвечая на вопросы «ЭГ», сообщила, что главная цель Закона, проект которого разработан группой депутатов, — определить правовые основы защиты прав граждан в области жилищно-коммунальных услуг, достигнута. По ее словам, в документе закреплено понятие «жилищно-коммунальные услуги», он предполагает расширенное информирование населения о порядке их предоставления и стоимости и призван стимулировать развитие конкуренции в отрасли. По мнению А.Буровой, прогрессивные нормы документа помогут привлечь в сферу ЖКХ предприятия различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Резюме другого разработчика Закона — депутата Ольги Абрамовой не столь оптимистично. По ее словам, изначально планировалось, что Закон решит сразу три задачи — даст людям право на информацию, просвещение в этой сфере и поставит под общественный контроль естественные монополии (речь идет о предприятии «Минскводоканал» и о поставщиках электроэнергии), которые пока формируют цены исходя прежде всего из собственных соображений. Первые две задачи успешно реализованы, а вот третью законодателям удалось решить лишь частично, поскольку для контроля над монополистами требуется, в первую очередь, рыночное реформирование всей сферы жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с введением реальной конкурентности, что пока в Беларуси сделать сложно.

Впрочем, один шаг в этом направлении все же сделан. Функциями независимого органа, которому поручено «разруливать» конфликты между потребителями жилищно-коммунальных услуг и предприятиями отрасли, наделен Минторг. Правда, вначале планировалось по примеру России создать для этого соответствующую независимую службу, но средства на ее финансирование в бюджете не предусмотрены, и депутаты разработали «промежуточный» вариант.

Они справедливо посчитали, что специалисты Минторга лучше других ориентируются в общем законодательстве о защите прав потребителей, по аналогии с которым и будет работать новый Закон. Кстати, документ вполне заслуженно окрестили «народным», так как он, по крайней мере теоретически, дает потребителям гораздо больше возможностей и прав, чем они имели ранее.

Эдуард ТРОШИН

Остановимся на основных новшествах

Согласно Закону мы получаем право на информацию об услугах ЖКХ и их тарифах, а также можем выбирать исполнителя в том случае, если услуги оказываются на конкурентной основе (решение о выборе принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме, подъезде или на этаже простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания, либо опросным листом).

Граждане вправе не оплачивать коммунальную услугу, если она по каким-либо причинам не оказывается. Необходимо лишь составить претензионный акт, который должен подписать представитель исполнителя. И тогда деньги можно начать вносить после того, как все недостатки будут устранены.

Если исполнитель откажется их исправить, можно организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги или обжаловать отказ в судебном порядке (допускается и то, и другое одновременно).

Закон дает право отказаться от ЖКУ с недостатками, а если они уже оказаны, то можно по своему выбору требовать снижения размера оплаты за них либо безвозмездного устранения брака. Определен и порядок рассмотрения требований потребителя. Срок принятия решения о снижении размера платы за некачественные услуги ЖКХ составляет семь календарных дней со дня предъявления требования, или четырнадцать — если необходима экспертиза.

В документе закреплено еще несколько прогрессивных норм. Например, потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного нашей жизни, здоровью, имуществу «вследствие неоказания ЖКУ либо их низкого качества», право на безопасность услуг, а также на государственную и судебную защиту своих интересов.

Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях