Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
24.11.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №89 (2388) от 24.11.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Женщины-предприниматели поддержали друг друга

Фото: freepik

Третий день работы Всемирной недели предпринимательства 2020 в Беларуси «Переломный год. Переломное десятилетие» объединил на онлайн-площадке профессионалов и лидеров мнений. Эксперты дали свой ответ на вопрос, что представляет собой женское лидерство и почему 2020 год стал переломным для того, чтобы по-иному взглянуть на роль женщины в общественной жизни и бизнесе.

Характер построения бизнеса руками женщины предполагает подход, основанный на эмпатии. Это качество помогает быть более открытой и слышать подчиненных, вести сбалансированное управление своим делом. В руководстве мужчины и женщины используют различные стили менеджмента. Мужчин отличают ответственность, риск, стремительное преодоление преград. Женщины выигрывают осторожностью в принятии решений, глобальным видением проблемы, умением отпускать эмоции.

 

Стабильный и социальный бизнес – дело рук женщины

Владелец и директор международного холдинга Polimaster Людмила Антоновская считает, что склонность к риску у мужчин выше.

«Поэтому их бизнесам присущ быст­рый старт и развитие, но их не отличает стабильность. Женские инициативы ответственнее подходят к исполнению обязательств. Кроме того, женщина может эффективно объединять лидеров-мужчин и приводить их к единому пониманию процесса работы», – утверждает спикер.

Активистка Наста Базар уверена, что понятие лидерства долго ассоциировалось с понятием власти.

«Идея не в том, чтобы лидером являлся не один человек (т.н. вертикальная модель). Нужно выстроить горизонталь лидерства, которая заключается в сплоченной работе команды, где каждый выполняет свои функции профессионально и эффективно», – настаивает Наста.

В марте 2020 г. по заказу международной компании GOPA руководительница некоммерческой организации «ОДБ Брюссель» Алена Лис проводила исследование социального предпринимательства в странах «Восточного партнерства». В Беларуси на 9,4 млн человек приходится 300 социальных предприятий, в Молдове на 3,5 млн – 150, в Украине с 41,6 млн жителей работают 1,5 тыс. социальных бизнес-инициатив. В противовес в Азербайджане с почти 10 млн жителей насчитывается всего 7 таких предприятий.

«В Беларуси более сильное гражданское общество, есть законодательство, поддерживающее социальный бизнес и условия для его развития. Личная инициатива и поддержка международных институтов позволяет местному малому, среднему и микробизнесу участвовать в развитии социальных предприятий в качестве менторов и инвесторов», – говорит Алена.

Проекты, принимающие участие в конкурсах социальных старт­апов, направлены на образование социальных предпринимателей и включают социальные пакеты посевного финансирования для поддержки таких предприятий. Доля женщин в социальном бизнесе велика потому, что их основатели часто приходят из социальных сфер занятости. В первом курсе Biz4all, который проводился организацией «ОДБ Брюссель» в 2017–2019 гг., социальному предпринимательству обучались 166 человек в соотношении 70% женщин и 30% мужчин.

 

Опоры для преодоления кризиса сосредоточены внутри нас

Бизнес-тренер и коуч, руководитель Школы бизнес-коучинга и тренинга Ирина Марецкая предлагает психологический подход к преодолению трудностей.

«Сейчас горизонт планирования в бизнесе сузился до одного-двух дней. Предпринимательство переживает сочетанную травму: продолжающаяся ситуация с пандемией, политический кризис, вызывающий экономические трудности, и непрерывный стресс в этом году... Поддерживать бизнес на плаву может только психологически стабильный человек, – отмечает эксперт. – Фокус с внешней помощи смещается на внутреннюю. Самое главное для предпринимателя – найти внутреннюю опору и иметь активную жизненную позицию, потому что это предполагает отказ от «психологии жертвы», – уверена Ирина.

Она советует в любой кризисной ситуации подключать собственное самосознание и ответственность.

Сейчас предприниматели стремятся помогать своим коллегам даже больше, чем помогают себе. Активистка Александра Зверева отмечает, что белорусские бизнесмены креативны и солидарны.

«Эти качества не возникли «вдруг» – предприниматели были таким всегда. Можно просто проанализировать: 26 октября многие заведения закрылись на «сандень». В каждом отдельном случае окончательное решение принимал собственник. Сейчас около 200 пред­ставителей бизнеса страдает в результате повышенного интереса со стороны контролирующих органов. Но бизнесмены не остаются в стороне и регулярно оказывают помощь фондам непублично», – отметила девушка.

 

В 2021-м будет еще круче

Пандемия научила бизнес работать дистанционно, и такая схема не переоценена.

«Дистанционно можно делать все. После 2020-го вопроса об эффективности такого труда даже не будет возникать», –резюмировала Людмила Антоновская.

Спикеры пришли к выводу, что лидерство выражается в ответственности и полномочиях. Настоящий лидер вначале принимает на себя ответственность. И потом к нему приходит понимание, что он может вести за собой людей. Солидарность была высказана и в том, что не нужно бояться брать на себя ответственность, ведь с ней придут силы для того, чтобы преодолеть кризис.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений