$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЖЕНИТЬСЯ И НЕ ЖУРИТЬСЯ

14.09.2007

Рынок свадебных услуг в Минске переживает бум, отмечают специалисты. Количество только посреднических фирм за последние два года увеличилось в 3 раза. По мнению профессионалов, емкость этого рынка к концу 2007 г. впервые перевалит знаковую отметку в 10 млн. USD. Тем не менее и в этой сфере еще есть где развернуться, говорят эксперты этого бизнеса.

Пирог, за который ведут борьбу самые разные игроки, складывается из стандартного набора услуг: ресторан/кафе для проведения торжества (меню с дополнительно закупленными продуктами обходится в 50 USD за человека), услуги тамады (150-300 USD), музыкальное сопровождение (от 300-500 USD до бесконечности), фотограф (150-400 USD), видеооператор (150-600 USD), украшения зала и машин (от 200 USD), прокат свадебного платья 500 USD. Мужской костюм обойдется в диапазоне от 300 до 1000 USD, изготовление пригласительных стоит порядка 500 Br за штуку, обручальные кольца (100-1500 USD), расходы в ЗАГСе (до 60 USD), аренда автомобилей (от 25 USD в час), свадебный торт (не менее 30 USD) плюс эксклюзивные предложения. Например, ряд фирм предлагают аренду машин в стиле ретро и лимузинов (от 65 USD в час), букеты для невесты (55-70 USD), услуги парикмахера, визажиста и косметолога на дому (35-100 USD), фейерверки (до 3000 USD), организацию свадебного путешествия, которое, как правило, обходится молодоженам в 3 тыс. USD, фонтан из тропических бабочек стоимостью 30 USD каждая.

Среднестатистическая свадьба обойдется в 3 тыс. USD. Однако, по оценке профессионалов, основная часть пар, серьезно подходящих к вопросу устроения главного дня в жизни, тратит 4-5 тыс. USD. Эксперты рынка отмечают, что за последние два года расходы населения на эти цели увеличились приблизительно на 50%. По рассказам профессионалов, самое дорогое из торжеств в Минске обошлось в 100 тыс. EUR. Именно за VIP-клиентов, которых менее 10% от общего числа, и ведут основную борьбу разнообразные праздничные бюро.

Причем не только друг с другом, но и с «дикарями». Впрочем, в отличие от России и Украины, где на долю последних приходится 2/3 рыночного пирога, в Беларуси ситуация прямо противоположная. Вольным художникам по разным оценкам удается отхватить менее 30% от потенциальных доходов. Виной тому жесткое законодательство и принципиальность правоохранительных органов, за последние годы «разогнавших» большую часть любителей.

Еще одной особенностью «свадебного» рынка является его сезонность, следствием чего стала широкая специализация белорусских организаций. По словам коммерческого директора «Праздничного бюро Ларисы Грибалевой» Татьяны Шушковой, заработать на молодоженах удается с июня по октябрь. В остальное время из-за церковного календаря клиентов минимум. Поэтому, чтобы выжить приходится оказывать другие услуги, например, организовывать корпоративные вечеринки. В ином случае такой бизнес можно рассматривать только как хобби.

Отрадно, что и в нашей стране в последнее время наметилась тенденция заказа услуги «под ключ», когда жених и невеста отдают на откуп агентствам все хлопоты по организации торжества. Выросло и число желающих сыграть эксклюзивную свадьбу, например в японском или мавританском стиле. С ростом доходов населения возросла востребованность профессиональных фотографов.

Чего в Минске не хватает, так это групповых свадеб. В других странах малообеспеченные граждане при таком варианте экономят значительные средства. У нас их просто негде провести. Крайне мало залов, в которых можно разместить 150 и более человек: 2-й этаж Дворца Республики, «Журавинка», еще пара мест попроще и все.

Не пользуются в Беларуси популярностью и заказы на проведение мальчишника/девичника. На Западе расходы на «последний свободный день в жизни» составляют до 20% от общей суммы. С другой стороны, традиционно выше в странах бывшего СССР обходятся услуги ресторана — до 75% (многие из точек общепита вообще не пускают на порог посредников, занимаясь поиском клиентов самостоятельно).

Нет в Беларуси и самой дорогой из услуг «заморских» ЗАГСов — выездной церемонии регистрации брака. Зарегистрировать отношения можно только в ЗАГСе по месту жительства одного из молодоженов или во «Дворце бракосочетаний».

Менее 3% белорусских пар отправляется в свадебное путешествие. Далеко не всем это по карману. Не способствует этому и наша практика смены фамилии и аннулирования паспорта при регистрации брака.

При этом, несмотря на объективные сложности, количество фирм, прямо или косвенно связанных с этим бизнесом, возрастает. Одной из причин увеличения числа тех же праздничных агентств является относительно небольшой стартовый капитал. По мнению наших экспертов, новичку можно вписаться в 15 000 USD, и если дело пойдет, то затраты окупятся за сезон (главные расходы это аренда офиса, оплата телефона, рекламная кампания, зарплата сотрудникам, налоги). Доход агентства — фиксированный гонорар (300-500 USD) или 10% от суммы заказа. Плюс к этому можно предложить разработку сценария свадьбы и т. д. Специалисты утверждают, что на одном клиенте агентство может заработать порядка тысячи долларов. Отметим, что и околосвадебные фирмы (рестораны, цветочный бизнес и т. п.) внакладе не остаются — стоимость их услуг за последние несколько лет выросла в 2-3 раза.

Другое дело, что потеснить конкурентов довольно проблематично. Рынок VIP-клиентов, которых не так уж и много, давно поделен (авторитет у наиболее платежеспособных граждан поддерживается за счет постоянного проведения корпоративок и других акций), а все занятые на рынке фирмы, образно говоря, объединились в артельные союзы, передавая клиентов друг другу по цепочке. Прорваться сквозь мощный заслон сопротивления старожилов малоперспективно.

Конечно, пробовать заниматься можно многим, но, по мнению наших экспертов, свободных мест лишь несколько. Главным образом недостает машин представительского класса, лимузинов (на весь Минск менее 30), ретро-авто. «Забить» эксклюзивную машину можно в лучшем случае за два месяца до наступления срока регистрации. За такой же срок придется арендовать и ресторан — мест для празднеств у нас катастрофически мало. Также имеется потребность в хороших кондитерских, профессиональных оформителях и фотографах, способных делать качественные постановочные снимки. Наблюдается дефицит профессиональных ведущих.

По мнению директора центра по организации торжеств «Лас-Вегас» Василия Ратусевича, для новичков оптимальна стратегия «бизнеса на двух ногах». Разрабатывая эксклюзивный продукт как агентство и постепенно расширяя базу клиентов, для поддержания фирмы на плаву желательно параллельно организовать продажу пользующихся спросом товаров — тех же кондитерских изделий или украшений.

В любом случае, учитывая стабильный рост расходов субъектов на рынке оказания самых разных свадебных услуг и существование свободных ниш, можно сделать вывод, что новые игроки в Минске обязательно появятся. Какого уровня они окажутся, это уже зависит от платежеспособности населения. При желании бюро, агентства и ИП могут и 30 млн. EUR за одну свадьбу запросто освоить — именно на такую сумму «отгулял» миллиардер, а по совместительству молодожен Андрей Мельниченко. А чем мы хуже россиян?

Антон БОЙКО