Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Торговля. Общепит
14.02.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Желтая "корзина" станет легче

В конце января в Женеве состоялся очередной раунд переговоров членов межправительственной комиссии РБ по присоединению республики ко Всемирной торговой организации со странами -- членами ВТО и Рабочей группой. Прокомментировать результаты "диалога" к...

В конце января в Женеве состоялся очередной раунд переговоров членов межправительственной комиссии РБ по присоединению республики ко Всемирной торговой организации со странами -- членами ВТО и Рабочей группой. Прокомментировать результаты "диалога" корреспондент "НЭГ" Федор ЗАЯЦ попросил начальника отдела ВТО Министерства иностранных дел Беларуси Антона КУДАСОВА.

-- Антон Эдмундович, о чем шла речь на этот раз?

-- Во-первых, с 10 странами в двустороннем формате обсуждались условия доступа на рынок товаров и услуг. Прежде всего, это т.н. страны "квадро", на которые приходится основная доля мирового товарооборота: США, Европейский союз, Канада и Япония. Проблема ВТО заключается в том, что страны-члены рассматривают страны-кандидаты как полигон для обкатки тех правовых норм, которые, по их мнению, должны быть фундаментом дальнейшего развития организации. Но Беларусь не хочет, чтобы ее использовали в таком качестве. Мы готовы в полном объеме выполнять сегодняшние требования ВТО, однако брать на себя чрезмерные требования нам нет резона.

Отсюда вытекает наша позиция на двусторонних переговорах вообще и на только что прошедших, в частности. Мы предпочитаем вести их на основе реальных торговых отношений. Проще говоря, та страна, которая не производит и никогда не будет экспортировать в Беларусь, например, древесину и мебель, по нашему мнению, поступает неконструктивно, выступая за полную отмену нами ввозных таможенных пошлин. Мы будем бороться за то, чтобы такие требования были либо обоснованы, либо в ходе переговоров соответствующим образом смягчены. Такой же подход к переговорам по услугам. Хочу отметить, что в ВТО последовательность страны в реализации своей политики воспринимается весьма позитивно. С рядом ведущих стран мы уже существенно сблизили позиции, а по некоторым секторам даже пришли к согласию.

Активными участниками переговорного процесса были наши ближайшие соседи -- Латвия, Польша, Болгария. Кроме того, встречались с делегациями Кубы, Австралии и Швейцарии. Переговоры прошли конструктивно. Было отмечено, что в отношении услуг наши предложения представляют значительный шаг вперед. Это обусловлено не только тем, что мы расширили перечень секторов услуг, которые Беларусь готова допустить на рынок, но и тем, что мы более прозрачно обозначили позицию страны в отношении трех позиций, по которым и велась основная дискуссия: банковских, телекоммуникаций и страхования.

Что касается переговоров по товарам и мерам тарифной защиты, то в силу договоренностей с Российской Федерацией, в т.ч. на высшем уровне, мы не готовы идти на открытие рынка в большей степени, чем Россия. Для нас принципиально важно, чтобы наши российские коллеги в своих переговорах эту позицию также реализовали. Понимание со стороны ВТО есть: либо и мы и Россия отстаиваем единый таможенный тариф и возможности его реализации, либо мы этот вопрос не ставим. Промежуточных решений не будет.

При этом мы заявили странам -- членам ВТО о готовности вести отдельные от Российской Федерации переговоры, однако в тесной с ней координации, в первую очередь в области таможенного тарифа. И эта наша позиция была понята, а значит, мы сможем унифицировать со страной-соседкой итоговый пакет обязательств, за исключением небольшой группы товаров.

-- Насколько я знаю, российская делегация на нынешнем раунде переговоров не присутствовала, хотя вступать в ВТО мы собираемся вместе. Не повлияло ли это на их результативность?

-- Для Беларуси чувствительным моментом с самого начала переговоров был таможенный союз с Россией. Не будем скрывать, что ряд стран-членов пытались использовать вступление в ВТО как инструмент развала нашей интеграции. Любыми способами. С удовлетворением могу сказать, что на данном этапе переговоров нам удалось снять с повестки дня вопрос о том, что интеграция не соответствует неким канонам в рамках ВТО. Наша принципиальная позиция такова: Беларусь за присоединение к ВТО, но Таможенный союз приносить в жертву мы не намерены. В 2002г. мы практически на 100% унифицировали таможенный тариф. По политическим мотивам различные по отношению к России обязательства перед ВТО для нас неприемлемы. Мы об этом четко заявили и теперь вправе ожидать соответствующих заявлений или ответа от россиян. К сожалению, пока симметричных действий российских коллег не наблюдается.

Вторая часть нынешнего комплекса переговоров была посвящена сельскому хозяйству. Даже Австралия, товарооборот с которой из-за расстояния между нашими странами весьма незначителен, активно интересовались нашим режимом поддержки АПК и законодательной базой.

Мы однозначно заявили, что не можем пойти на принятие рекомендуемого ВТО уровня государственного субсидирования в размере 5% от валового сельскохозяйственного производства, в то время как в ЕС он составляет порядка 28%. Эта цифра для нас неприемлема. Мы считаем, что уровень господдержки, который удовлетворял бы интересы отечественных сельхозпроизводителей, -- от 10 до 15%, и это также было воспринято в целом с пониманием.

Как известно, в области мировой торговли сельскохозяйственной продукцией есть два понятия -- "зеленая" и "желтая" корзины. Под "зеленой" понимаются меры правительств, направленные на улучшение инфраструктуры села, на развитие сельскохозяйственного комплекса в целом -- строительство дорог, участие в международных выставках, развитие информационных связей и т.д. И здесь какие-либо ограничения со стороны ВТО, как правило, не применяются.

"Желтая корзина" подразумевает адресную бюджетную поддержку сельхозпредприятий, конкретные дотации, льготы. Спор шел о том, все ли наши меры в этом отношении являются мерами прямого субсидирования производителей. Мы обязались еще раз изучить комплекс мер по этой проблеме и выделить те из них, которые по методике ВТО можно перенести в "зеленую корзину", снизив тем самым уровень субсидирования в рамках "желтой", оставляя при этом неизменным приемлемый уровень поддержки.

В целом ВТО признала удовлетворительной проделанную за полтора года белорусской стороной работу. И действительно, мы существенно продвинулись в развитии отечественного законодательства. Подготовлены ответы на вопросы стран-членов, которых с момента подачи нами заявки о вступлении в ВТО накопилось несколько тысяч. Представлены развернутые предложения по доступу к рынкам товаров и услуг с разъяснительной информацией по соответствующим секторам.

-- Какие вопросы рассматривались на заседании Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси, которое также состоялось в эти дни?

-- Глава нашей делегации заместитель премьер-министра -- министр экономики Андрей Кобяков, он же председатель межведомственной комиссии по присоединению Беларуси к ВТО, четко заявил о серьезности наших намерений и о тех экономических преобразованиях, которые за год произошли в Беларуси.

Дискуссии также в основном велись со странами -- членами "квадро", поскольку они и здесь являются наиболее заинтересованными сторонами. Удалось плодотворно поработать с руководителем Группы г-ном Манхузеном, который очень заинтересовался нашими предложениями ускорить переговоры. В конечном результате ВТО приняло решение о подготовке т.н. Контрольного списка по вступлению Республики Беларусь в Организацию. Данный документ предусмотрен для завершающего этапа присоединения. Фактически это предварительный проект итогового протокола, который установит окончательный перечень обязательств Беларуси как члена ВТО. Контрольный список мы получим где-то в начале марта из Секретариата Организации, после чего дискуссия будет вестись уже вокруг него.

В ходе нынешней встречи очень важно было обозначить именно контуры обязательств, потому что уточняющие переговоры можно вести до бесконечности. Нужно было конкретно сказать: да, мы здесь согласовали или не согласовали, здесь такие-то разногласия, либо вы принимаете нашу сторону, либо мы принимаем вашу, но на таких-то условиях.

Очень конструктивно вела переговоры делегация США. Это относится к восприятию наших предложений в отношении синхронизации процесса с Россией, к объяснению нашей позиции по тарифным вопросам и обязательствам в сфере услуг. Учитывая, что Америка -- одна из основоположниц ВТО и имеет огромный удельный вес в мировом торговом обороте, от ее позиции зависит многое.

-- С каким "напутствием" правительства отправлялась наша делегация на переговоры?

-- К сожалению, некоторые органы управления страны хотели бы ввести государственную монополию на торговлю рядом товаров в пользу своих подчиненных структур. Это очень серьезно, однако надо отметить, что такая позиция принципиально расходится с нормами и традициями ВТО. Потребитель сам, выбирая конкретный товар, голосует за того или иного производителя, определяя тем самым перспективы его развития. Если же вводится государственная монополия на торговлю определенными товарами, потребитель лишается права выбора. Цена ошибки здесь может быть очень серьезной, потому что мы, в отличие от России, избрали модель активного участия правительства в экономических процессах. Мы не можем списать ее последствия на рынок. Поэтому сегодня надо все очень тщательно взвесить. Я говорю не о полезных ископаемых и другом национальном достоянии: здесь рента в макcимальной степени должна поступать в доход государства. Но когда речь идет о торговле потребительскими товарами, в т.ч. не производимыми в республике в достаточном количестве -- сахаре, масле, рыбе и некоторых других, -- здесь надо хорошо подумать.

На переговорах с ВТО отстаиваются государственные интересы всей экономики, а не отдельных структур, чем бы это ни прикрывалось -- необходимостью поставок качественных товаров, пополнения бюджета, борьбы с экономической преступностью и т.д. Наша позиция в этом плане на переговорах одобрена Президентом и мы будем действовать в соответствии с его указаниями.

-- Чем данный этап переговоров примечателен для отечественных субъектов хозяйствования?

-- Они должны знать, что мы на их стороне, потому что отстаиваем интересы потребителей. Специально подчеркиваю -- потребителей, потому что у нас об этом иногда забывают, говоря, что мы защищаем конкретные предприятия, и тем самым мотивируют ограничения, которые позволят монополисту залезть в кошелек потребителя. Наша цель -- создать законодательно закрепленный и связанный международными обязательствами режим, который предоставляет всем равные права.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by