Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
21.08.2009 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

не совпадают в плановых и реальных цифрах

Правительство требует от органов госуправления ускорить выполнение инвестиционных планов этого года. По 110 проектам, в том числе 10, включенным в перечень важнейших, освоение средств даже не начиналось. Впрочем, у республики еще есть шанс завершить 2009 г. с темпом роста инвестиций в основной капитал 117-118%, заявил, выступая во вторник на заседании президиума Совмина, первый замминистра экономики Петр ЖАБКО. А вот достичь плановых 125%, по его оценке, уже нереально.

Стоит отметить, что ситуация с инвестициями в целом по стране достаточно неоднородная. С опережением выполняют задания организации, подчиненные местным органам власти, — 129%, по республиканским органам госуправления темп роста ниже — 113,5%. При этом главным «тормозом» инвестиционного процесса, по оценке П.Жабко, являются организации, не имеющие ведомственной подчиненности, которые добавили лишь 3,8%. Только по Брестской области при плане 125% субъекты частной формы собственности вышли на показатель 130,6%. Остальные облисполкомы с заданием не справляются, а темпы отставания таковы, что оно не будет выполнено и по итогам года, считает представитель Минэкономики. Например, по Гомельскому облисполкому отставание составляет 33,6 процентного пункта (п.п), по Мингорисполкому — 48,4 п.п. Между тем вес «частного сектора» в общем объеме инвестиций достаточно велик (21%) и от ситуации в нем будет во многом зависеть годовой результат всей экономики.

Далеко не все гладко и с инвестпроектами, реализуемыми органами госуправления. Пока завершена работа по 25. В то же время финансирование не привлекалось по 110, хотя с начала года в них планировалось вложить около 800 млрд. Br. Высокий удельный вес нереализуемых проектов и низкий процент освоения средств наблюдаются на предприятиях Минпрома, Минстройархитектуры, Минсельхозпрода, Минтранса, концернов «Белнефтехим», «Беллесбумпром», «Белбиофарм», а также Белкоопсоюза.

Улучшить общую ситуацию, по мнению П.Жабко, должна активизация работы с иностранными инвестициями. В I полугодии, по данным замминистра, их привлечено в республику 1,2 млрд. USD, что составляет 37,4% годового плана, в т.ч. прямых — 452 млн. USD. Правда, по ряду ведомств с начала года результаты были нулевыми. Средства из-за рубежа не привлекли Минспорта, Минторг, Белбиофарм и Белкоопсоюз, символически отчитались Беллегпром (0,4 млн.USD, или 1,6% от задания) и Беллесбумпром (7,1 млн. USD, или 7,1%).

Неутешительные данные получает Минэкономики в ходе еженедельного мониторинга исполнения заданий, утвержденных постановлением от 26.12.2008 № 2031 «О некоторых мерах по активизации работы с иностранными инвесторами», которым определен перечень инвестиционных проектов на 2009-2010 гг., реализация которых требовала срочного привлечения иностранных инвесторов еще в феврале 2009 г. Из 115 запланированных инвестпроектов начаты 78 на сумму около 34 трлн. Br. Лишь «в той или иной степени» осуществляется инвестирование 37 проектов на общую сумму 8 трлн. Br. По 12 проектам не удалось найти за рубежом желающих их профинансировать, по 17 — затягиваются сроки реализации, еще по 8 поданы предложения об их исключении из списка постановления. Из-за мирового финансово-экономического кризиса инвесторы заняли выжидательную позицию. Но это не оправдание для недостаточно эффективной работы чиновников, считает П.Жабко. Ведь предложения госорганов зачастую сводятся только к исключению проектов из перечня без добавления новых.

По мнению П.Жабко, работа по привлечению иностранных инвестиций поставлена на недостаточно высоком уровне. «Наши резервы — проекты иностранных прямых ресурсов и кредитных линий. Необходимо поручить органам госуправления ускорить реализацию 110 инвестпроектов из 681, где не начата реализация, и 37 проектов по постановлению № 2031», — отметил замминистра.

Однако какой бы ни была активной работа в дальнейшем, по оценкам докладчика, в этом году республике уже не удастся выйти на плановый темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 125%. Более того, П.Жабко считает, что погоня за показателем может привести к неэффективному использованию имеющихся средств. Ведь помимо основных фондов у предприятий имеются и другие, не менее важные статьи расходов. Реальным же ориентиром могут стать 117-118%. Для этого Минэкономики инициирует установление минимально допустимого на этот год темпа роста инвестиций для Минпрома и Минэнерго — 105%, Минтранса, Минсвязи, Минторга — 123%, концерна «Белнефтехим» — 120%, Минсельхозпрода, концернов «Беллесбумпром» и «Белбиофарм» — 100%.

В последние годы высокие темпы обновления основных фондов уже позволили увеличить вес инвестиций до 31,8% к ВВП, при том, что Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. целевой показатель определен в пределах 30% к ВВП. Поэтому досрочно выполнить программу можно будет уже в этом году, даже на фоне некоторого снижения инвестиционной активности, заверил П.Жабко.

Стремление чиновников выполнить план понятно. Но мировой кризис существенно изменил спрос на ряд товаров, а следовательно — направления развития многих отраслей и вложения средств в них. Изменились предпочтения инвесторов, возросли их риски и требования к надежности, доходности и окупаемости инвестиций. В таких условиях найти за рубежом желающих профинансировать низкодоходные инфраструктурные проекты весьма проблематично. Ситуация на мировых рынках должна заставить задуматься — какие из докризисных планов реальны, а какие стоит пересмотреть.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений