$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Земля под ставками

12.02.2010

В последние дни телефоны редакции раскалились от звонков. Бухгалтеры ряда предприятий, начав рассчитывать земельный налог, ужаснулись. Сначала они сочли, что ошиблись сами. Потом, что в «ЭГ» сделана опечатка, может, запятую не там поставили — бывает же и такое. Но на сей раз ни мы, ни наши читатели не ошиблись. Просто познакомились с очередным сюрпризом налогового законодательства текущего года.

Считать в нынешнем году земельный налог предельно просто. Берем кадастровую стоимость своего земельного участка (найти ее можно на сайте www.vl.nca.by по адресу или номеру участка) и умножаем на ставку налога, указанную в приложении 5 к Налоговому кодексу. Вот только результат несколько портит радость от такого упрощения субъектам хозяйствования, расположенным в общественно-деловых и производственных зонах сельских населенных пунктах и за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов. По сообщениям наших читателей, а также по признанию самих налоговиков, у иных предприятий сумма земельного налога по сравнению с прошлогодней выросла в десятки, а у одного из них — в 136 раз.

Между тем кадастровая стоимость земельного участка, представляющая расчетную денежную сумму, отражающую ценность (полезность) земельного участка при использовании по существующему целевому назначению, осталась прежней. Ставка же налога установлена в зависимости от функционального использования земельных участков по зонам (общественно-деловая, жилая многоквартирная или усадебная, производственная, рекреационная), в зависимости от категории населенных пунктов. Это, как обосновывали разработчики Особенной части НК, даст возможность учесть различную кадастровую стоимость земель по регионам страны и установить «единый порядок применения земельного налога в целом» на всей территории РБ. Порядок и впрямь получился единый. А вот суммы налога совершенно разные, причем для некоторых плательщиков просто неподъемные.

При создании Налогового кодекса ставки земельного налога определялись на основе усредненной кадастровой стоимости соответствующих категорий земельных участков с целью «недопущения значительного роста платежей в бюджет земельного налога для большинства плательщиков». А поэтому, считают разработчики, «увеличение платежей земельного налога объективно будет связано с наличием у отдельных плательщиков «улучшенных» земель с более высокой кадастровой стоимостью». Предполагалось, что у «некоторых» плательщиков сумма налога увеличится, к примеру, в 1,85 раза, что, на наш взгляд, тоже немало. А вот с «недопущением значительного роста» вышла промашка.

Из-за огромной дифференциации ставок земельного налога различия в кадастровой стоимости гораздо меньше влияют на сумму налога, чем ставки. Согласно приложению 5 в столице ставка земельного налога по «иным объектам» в общественно-деловой зоне составляет 0,36%, а в сельских населенных пунктах — 8,5% — в 23,6 раза больше, чем в Минске, по жилой многоквартирной зоне — соответственно 0,015% и 0,58%, т.е. в 38,7 раза, по жилой усадебной зоне — 0,05% и 0,32% (в 6,4 раза), а по производственной зоне — 1% и 12%. Здесь разница в 12 раз! В результате предприятиям в сельских населенных пунктах придется уплачивать просто астрономические для тамошних предприятий суммы.

Естественно, стоимость земли в городах, особенно больших, и на селе существенно отличается. Скажем, 1 га земли в центре Минска по ул. К.Маркса в 32,7 раза дороже, чем в каком-нибудь сельском населенном пункте, пишет одна из наших читательниц. Но почему тогда земельный налог в столице получается больше только в 1,4 раза? Можно, конечно, обосновывать такую дифференциацию борьбой за экологию, сохранением целевого назначения сельхозугодий. Но столь значительное несоответствие между стоимостью земли и земельным налогом ставит под вопрос перспективы развития бизнеса вне столицы и областных центров. Немало бизнесменов, внимая призывам государства, начали работать за городской чертой, превращая пустыри и заброшенные фермы в прибыльное производство, создавая рабочие места. Они никак не могли предположить, что в новом году у них появятся непредвиденные и весьма обременительные налоговые расходы, не учтенные в ценах и бизнес-планах.

А ведь подготовка Особенной части НК шла не один год. И в ней участвовали не только чиновники и депутаты, но и эксперты бизнес-союзов. Разумеется, что-то недосмотрели, не учли, наконец, просто ошиблись. Со временем все наладится, исправится, народ привыкнет — как не раз уже бывало с изменениями налогового, ценового и бухгалтерского законодательства. Но пока каждая попытка их упрощения оплачивается деньгами и нервами бизнесменов и бухгалтеров, в белорусском деловом климате, который мы хотим видеть стабильным и привлекательным, остаются тени.

Валерия ГЕРАСИМОВА