$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Земля не по карману

21.12.2007

Наша страна продекларировала переход к рыночным принципам землепользования и, соответственно, к исчислению стоимости земельных участков в зависимости от их кадастровой оценки. Идея сама по себе прогрессивная, но почему-то пересаженная на нашу почву она стала давать не совсем тот результат, на который рассчитывали инициаторы изменений. Исчисленная по новым правилам ставка арендной платы за земельные участки угрожает существованию располагавшихся на ней бизнесов.

Тема «неподъемной» арендной платы за землю среди прочего затрагивалась в ходе совещания у главы государства, на котором обсуждались прогнозные документы на будущий год. Заместитель главы Администрации Президента Леонид Анфимов раскритиковал усилия правительства по снижению налоговой нагрузки. Он назвал их «недостаточно проработанными и не учитывающими все возможные последствия». В частности, он отметил, что размер арендной платы за землю в Минске стал практически неподъемным для многих предприятий, что, по его мнению, тормозит развитие как частного, так и государственного бизнеса.

Балансирующие на грани финансовой устойчивости большие промышленные предприятия тоже не будут счастливы от увеличивающихся расходов, однако едва ли рост расходов именно по этой статье станет причиной их ликвидации. Чего нельзя сказать о мелком бизнесе. Особенно таком, для развития которого нужны большие земельные участки, а деятельность связана с услугами населению. Например, автостоянки.

По данным ГТК, в январе-октябре в страну ввезено автомобилей на 19% больше, чем в прошлом. Проблема, «куда девать авто», становится все более актуальной для белорусов. Особенно для минчан, лишь 50% машин которых обеспечены постоянным «местом жительства». Переход на определение размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков чреват сокращением числа стоянок, утверждают сегодня их озадаченные собственники. Применительно к Минску речь может идти о 40 тыс. мест для хранения машин, потерянных налогах, ликвидированных рабочих местах.

По расчетам одного из предприятий, арендующего под автостоянку около 2 га земли, арендная плата для них возросла в 2007 г. в 13 раз и достигла 704 млн. Br. Если выставить потребителю сумму, которую он должен заплатить за хранение своего авто, рассчитанную исходя из новой арендной платы, то окажется, что она будет больше прошлогодней в 4,5 раза и вплотную приблизится к 200 тыс. Br в месяц. При этом предприятие закладывает только 5-процентную рентабельность. Можно, конечно, предположить, что потребителями услуг автостоянки останутся только очень состоятельные обитатели микрорайона, а остальные авто вынуждены будут ютиться во дворах. «Только кто зарегистрирует 450-процентное повышение стоимости наших услуг, — сетуют на предприятии, — если допустимый порог повышения всего лишь 0,5%».

Интересно, что земля подорожала только для частных автостоянок. Указ Президента от 7.02.2007 № 74 установил разные коэффициенты, применяемые к кадастровой стоимости земли для кооперативных и всех прочих мест хранения авто. Так, арендная плата для кооперативов в 45 раз ниже, чем, например, для частных автостоянок. По уровню доходности частные автостоянки приравняли к коммерческим банкам, магазинам, торгующим алкоголем, и другим высокоприбыльным организациям.

Владельцы предприятия, над которым нависла вполне реальная угроза потери бизнеса, вспоминают, что в свое время они создали автостоянку на месте свалки за счет собственных средств. Причем немалых. Возведение всех необходимых коммуникаций обошлось в свое время в сумму, эквивалентную 1 млн. USD, утверждают они.

Собственники предприятия, сотрудники и автовладельцы, пользующиеся его услугами, что называется, «обили пороги» госорганов со своими прошениями. Они убеждают чиновников в необходимости инициировать изменения в Указ Президента № 74 с тем, чтобы коэффициент, применяемый к кадастровой стоимости земельного участка для расчета арендной платы, сделать одинаковым для всех плоскостных автостоянок независимо от форм собственности.

Чиновники, в свою очередь, предлагают предприятию… сменить форму собственности. В частности, организовать на базе частного ООО кооператив. Последний в соответствии со ст. 74 Кодекса о земле сможет взять земельный участок в постоянное пользование и уплачивать уже не арендную плату, а земельный налог. Его размер будет существенно меньше, подсчитали чиновники — всего 1 тыс. USD в год, что несопоставимо с 704 млн. Br арендной платы.

Горисполком, который в данном случае является арендодателем, наделен правом уменьшать ставку арендной платы, «но не более чем в 2 раза». Правом этим он воспользовался, но уменьшил ставку не на допускаемые законодательством 2 раза, а всего лишь на 5%.

Валентина ВЕШТОРТ