Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земля и строения: легкая нормативная уборка

В ближайшие годы в Беларуси планируют изменить порядок исчисления налога на недвижимость. Об этом говорится в утвержденной постановлением правительства от 29.01.2020 госпрограмме «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность» на 2021–2025 гг.

О существующих проблемах земельных и имущественных отношений «ЭГ» писала не раз (см. статьи «Свая зямля – вось што аснова». Какие участки для строительства жилья готовы покупать белорусы» в № 77 за 13.10.2020; «Плата за право заключения договора аренды и неравная конкуренция» в № 10 за 09.02.2021).

Большинство вопросов упирается в сложившуюся практику, в которой государство и организации с госдолей, а также избранные инвесторы имеют больше прав и возможностей. Новый документ обещает внести в эти отношения немного ясности.

Так, планируется создание массовой системы формирования объектов недвижимости и их кадастровой оценки для перехода к более эффективной, чем действующая, системе налогообложения, в которой налог на недвижимость исчисляется от ее балансовой или оценочной стоимости. Переход к налогообложению относительно ка­дастровой стоимости объектов, по мнению разработчиков, «подразумевает социальную справедливость: при равенстве ставок на более дорогой объект начисляется большая сумма налога».

Обещана активизация кадастровой оценки земли с проведением ежегодной корректировки ее результатов, тогда как сама оценка должна проводиться не реже чем раз в четыре года. Ее итоги будут применяться, как и сейчас, для установления ставок земельного налога, определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них участков, обоснования схем и проектов землеустройства, прогнозирования и оценки результатов деятельности сельхозорганизаций.

Также должна меняться система оценки стоимости имущества для совершения с ним сделок. Государственный комитет по имуществу будет заниматься определением рыночной стоимости (начальной цены продажи) недвижимого имущества по решениям на уровне Главы государства и правительства, а также в отношении хозяйственных обществ, участником которых от имени государства выступает ГКИ.

Стоимость имущества, находящегося в собственности областей и их административно-территориальных единиц, будут оценивать соответствующие облисполкомы.

В плане развития имущественных отношений запланирована модернизация действующего Единого ре­естра имущества. Здесь организаторы намерены постепенно сокращать затраты на публикацию извещений о проведении торгов в отношении госимущества.

Разработчики программы рассчитывают на резкий рост доли административных процедур по госрегистрации недвижимости, совершаемых в электронном виде. Если по итогам текущего года они ожидают выйти на 10%, то в следующем году – уже на 50%, а с 2024 г. – на 100%.

Программа предполагает принятие достаточно большого количества новых нормативно-правовых актов, выход большинства из них ожидается в 2022 г. В частности, запланировано внесение изменений в Указ от 09.04.2012 № 160 «Об адресной системе», в Кодекс о земле.

В планах подготовка изменений в законодательство о госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, о геодезической и картографической деятельности, о кадастровой оценке, об отчуждении жилых домов. Также планируется корректировка шести действующих постановлений ГКИ.

Отдельно стоит обратить внимание на ожидаемую в следующем году разработку законопроекта об административно-территориальном устройстве Беларуси. Необходимость его изменений обсуждается уже более двух лет, в 2019 г. среди прочего звучали предложения о создании взамен сегодняшних 6 областей 18 более мелких округов.

На реализацию госпрограммы планируется выделить за пять лет более 230 млн руб., в основном из республиканского и местных бюджетов.

Среди рисков для реализации программы разработчики указывают финансово-экономические (недостаточность финансирования, высокая инфляция), нормативно-правовые (изменение законодательства), организационные и кадровые (отток специалистов за рубеж, в т.ч. в IT‑сфере и из госорганизаций).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by