Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Новости законодательства
27.12.2018 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог в 2019 году: есть изменения

Фото: PhotoXPress.RU

Новая редакция Налогового кодекса, принятая обеими палатами Национального собрания, предусматривает ряд изменений по земельному налогу.

Обратите внимание! В статье идет речь о проекте новой редакции Налогового кодекса. Актуальная статья «Налоги – 2019. Земельный налог»

В пункте 1 ст. 238 проекта новой редакции Налогового кодекса конкретизирован объект налогообложения земельным налогом, в частности, предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование.

Согласно статьям 192 и 194 действующего Налогового кодекса бюджетные организации и организации, имеющие право на льготу, признаются плательщиками земельного налога или утрачивают право на льготу в случае сдачи ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, даже в том случае, если это имущество находилось в аренде всего лишь несколько часов или дней в пределах одного календарного месяца.

То есть независимо от того, сколько времени капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находились в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании, организации обязаны исчислять и уплачивать земельный налог за целый месяц.

Такой порядок делает невыгодной для арендаторов разовую почасовую аренду (безвозмездное пользование) недвижимого имущества бюджетных организаций.

Со вступлением в силу нового Налогового кодекса бюджетные организации не будут признаваться плательщиками земельного налога при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, если период его нахождения в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца.

Отменяется с 1.01.2019 г. право областных и Минского городского Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога по земельным участкам, занятым неиспользуемым или неэффективно используемым имуществом.

Местные Советы депутатов с 2020 года смогут увеличить (уменьшить) ставку земельного налога не более чем в два раза.

Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на:

  • унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
  • организации, находящиеся в процессе ликвидации, признанные экономически несостоятельными (банкротами);
  • организации системы жилищно-коммунального хозяйства, имущество которых находится в коммунальной собственности.
Отменяется практика применения коэффициента 10 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению ввиду наличия установленной законодательством административной ответственности за данные правонарушения.

Вместе с тем, определяется порядок налогообложения таких участков без применения повышенных ставок земельного налога. В частности, устанавливается, что они признаются объектом налогообложения земельным налогом. При этом применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию.

Также определяются срок и период уплаты земельного налога за такие участки, срок подачи налоговых деклараций (расчетов) по ним, а также порядок взаимодействия землеустроительных служб и налоговых органов по вопросу их выявления и последующего налогообложения.

Одновременно устанавливается, что суммы земельного налога, исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, не включаются в затраты плательщиков, учитываемые при налогообложении.

Еще одно изменение касается выявленных налоговиками участков. Согласно действующему законодательству физические лица обязаны уплачивать земельный налог за весь период наличия объекта налогообложения. Поскольку налоговые органы стали получать полную информацию обо всех земельных участках, содержащихся в государственных реестрах, регистрах и информационных базах, то в последнее время участились случаи предъявления гражданам земельного налога не за один год, а за 4 – 5, иногда за 10 лет. Далеко не у всех имеются такие суммы, поэтому устанавливается пресекательный трехлетний срок.

Устранено двоякое толкование вопроса о возможном применении крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ), являющимся плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения, освобождения, предусмотренного подп.1.39 п.1 ст. 194 действующего Кодекса.

Напомним, согласно п.3 ст.192 действующего Кодекса за земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налога признается КФХ. В то же время в подп. 2.1 п. 2 ст. 194 указано, что освобождение от земельного налога, предусмотренное, в том числе подп. 1.39 п.1 ст. 194, не распространяется на земельные участки, предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения КФХ.

То есть, с одной стороны, земельные участки выделяются физическим лицам для ведения КФХ, с другой – все льготы не действуют в отношении земельных участков физических лиц, используемых для ведения КФХ, тогда как это и есть их целевое назначение. Хотя на льготу, предусмотренную подп.1.39 п. 1 ст. 194 Кодекса, имеют право сельскохозяйственные производители, к которым и относятся КФХ.

Подпункт 1.28 п.1 ст.239 новой редакции Налогового кодекса прямо определяет возможность применения КФХ льготы по земельному налогу, в том числе независимо от положения п.2 указанной статьи.

Кодекс дополнен уточняющей нормой об освобождении от земельного налога земельных участков, занятых берегоукрепительными сооружениями.

Согласно ст. 239 новой редакции Налогового кодекса технопарки освобождаются от земельного налога в случае сдачи в аренду недвижимого имущества своим резидентам.

Отметим, в соответствии со ст.186 действующего Налогового кодекса освобождены от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения) технопарков, а также капитальные строения (здания, сооружения), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование технопарками их резидентам. А ст.194 предусмотрено освобождение от земельного налога земельных участков технопарков.

Однако в тех случаях, когда технопарки выполняют свою основную задачу по оказанию поддержки резидентам – предоставляют им недвижимое имущество, в том числе помещения в аренду, то льгота на такие площади не распространяется. Технопарк становится плательщиком земельного налога, что влечет увеличение размера арендной платы для резидентов, не имеющих достаточного количества средств для создания малых инновационных предприятий на начальном этапе их деятельности.

Для автомобильных заправочных и газонаполнительных станций ставка земельного налога устанавливается в размере 2% (приложение 6 к новой редакции Кодекса). Это, по мнению специалистов, позволит в условиях госрегулирования цен на нефтепродукты улучшить финансовые результаты автозаправочных станций.

Отметим, что земельный налог занимал в 2016 году в структуре затрат на реализацию нефтепродуктов и товаров (без учета их покупной стоимости) долю в 20%, в 2017 году – 22%.

Индексируются на прогнозный уровень инфляции в целях их адаптации к инфляционным процессам ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях (приложения 3 и 4 к новой редакции Кодекса).

Кроме того, как и в 2017 году, предусмотрено определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции. При этом в отношении производственной зоны установлен особый порядок индексации кадастровой стоимости.

Налоговая база земельного налога на 1.01.2019 г. для производственной зоны определяется в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США до 1.01.2018 г., по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1.01.2016 г., проиндексированной с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2017 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы. Этот порядок аналогичен порядку, установленному на 2018 год п.7 Указа Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

Отменяется существовавшее в «старом» Налоговом кодексе ограничение на использование льготы по земельному налогу для тех инвалидов, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения, членовредительства. Связано это с тем, что Беларусь в октябре 2016 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, направленную на их максимально полную интеграцию в жизнь общества. Согласно п.2 ст.28 данной Конвенции государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений