Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Юридическим лицам
24.01.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог и государственная регистрация участка

У организации «А» был в пользовании земельный участок, затем райисполком принял решение о передаче права постоянного пользования на этот участок организации «В». В дальнейшем уполномоченными органами по находящимся в производстве делам по организации «А», не связанным с деятельностью организации «В», наложены запрещения (арест) совершать какие-либо действия. Поэтому осуществить госрегистрацию перехода права постоянного пользования организации «В» на земельный участок нельзя, т.к. право на недвижимое имущество возникает с момента госрегистрации его перехода (п. 1 ст. 131 ГК, п. 1 ст. 8 Закона от 22.07.2000 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», далее – Закон № 133-З). Фактического пользования земельным участком у организации «В» не было.

Должна ли организация «В» в указанной ситуации начислять земельный налог на участок, если он зарегистрирован на организацию «А»?

Полагаем, что обязательства по уплате земельного налога должна нести организация «А».

На основании ст.ст. 27–30 Кодекса о земле основаниями для государственной регистрации создания, изменения, прекращения, существования земельных участков, возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки являются решения, принятые областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполкомами в области использования и охраны земель.

Согласно Закону № 133-З государственная регистрация права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество. Пунктом 2 ст. 8 Закона № 133-З установлено, что государственной регистрации подлежат возникновение, переход, прекращение права собственности, а также прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в частности:

– постоянного пользования земельным участком;

– временного пользования земельным участком, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 202 НК основаниями для исчисления земельного налога являются:

– государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

– фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам землеустроительными службами ис­полкомов.

Пунктом 4 ст. 202 НК установлено, что отсутствие у организаций или физических лиц документов, указанных в абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 202 НК, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.

Таким образом, в рассматриваемой в вопросе ситуации юридическим и фактическим пользователем земельного участка остается организация «А», поэтому исполнение налогового обязательства по земельному налогу продолжает возлагаться именно на эту организацию.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений