$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЗДОРОВЬЕ ЗА СЧЕТ КОМПАНИИ©

25.07.2014

В поисках оптимизации государственного социального страхования чиновники находят все новые и новые варианты. Не успели граждане и предприятия освоиться с «усовершенствованными» правилами исчисления больничных и изменением перечня выплат, не облагаемых отчислениями в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН), как государство готовит им очередные испытания.

Одно из них — подготовленный недавно проект указа «О некоторых вопросах государственного социального страхования». В нем предлагается снизить размер обязательных пенсионных страховых взносов для работодателей — до 27%, для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для БРУПС «Белгосстрах» — до 28%. Снижение ставки взносов на 1 процентный пункт должно сократить «пенсионную» нагрузку, которая сегодня является существенным бременем для субъектов хозяйствования.

Разумеется, такое облегчение даром не дается. Поэтому следующим пунктом проекта устанавливается, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту, назначенные в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, выплачиваются работающим гражданам за первые 3 календарных дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период — за счет средств бюджета ФСЗН.

Напомним, сегодня за счет средств ФСЗН выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в случаях: утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту; ухода за больным членом семьи, в т.ч. за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет); ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации; протезирования, осуществляемого в рамках оказания медицинской помощи в стационарных условиях протезно-ортопедической организации; карантина.

По данным ФСЗН, в 2010 г. на выплату «больничных» израсходовано 1,2 трлн. Br, в 2011-м — 2 трлн., в 2012-м — 3,9 трлн., в 2013 г. — 5,1 трлн. Br. На финансирование названных расходов в бюджете фонда в 2014 г. предусмотрено 5,9 трлн. Br, или 6,4% всех расходов бюджета фонда. Одновременно наблюдается также рост показателя временной нетрудоспособности: в 2010 г. — 733,9 дней на 100 работающих, в 2011 г. — 799,4, в 2012 г. — 763,2, в 2013-м — 871,1 дней. Расходы на выплату «больничных» превысили 7% от суммы обязательных страховых взносов, поступающих в бюджет фонда. При этом Законом «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» установлен размер страховых взносов на социальное страхование — 6%. Поэтому власти решили оптимизировать такие расходы, переложив их часть на работодателей. Заодно, как указано в обосновании проекта, участие работодателей в выплате пособий повысит их заинтересованность в сокращении собственных расходов на такие цели. Это усилит их ответственность за улучшение условий труда работающих граждан, организацию и проведение профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, и, как следствие, будет способствовать сокращению числа случаев временной нетрудоспособности и их продолжительности.

Таким путем власти надеются снизить объемы временной нетрудоспособности, а следовательно, и расходы бюджета фонда на выплату пособий «без нежелательного негативного воздействия на здоровье работников». Хочется надеяться, что работодатели проникнутся важностью поставленной задачи и не станут массово избавляться от слабых здоровьем сотрудников. А тем, в свою очередь, не придется, чтобы не прогневить начальство и сохранить зарплату, из последних сил тащиться на работу, особенно в «гриппозный» сезон, и отбывать смену, распространяя вокруг инфекцию. Кстати, заметим, что, по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проведенного Белстатом, число граждан, оценивающих состояние своего здоровья как «хорошее», сократилось с 32,3% в 2010 г. до 27,8% в 2013-м, а считающих его «плохим» выросло с 6,2 до 7,7%.

ПЕРЕКЛАДЫВАЯ часть оплаты пособий на работодателя, разработчики проекта ссылаются на мировую практику. По их данным, законодательство России предусматривает выплату пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя за первые 3 дня нетрудоспособности, Украины — за 5, Словакии — за 10, Румынии — за первые 7–10 дней нетрудоспособности (в зависимости от количества работников). В Болгарии, Чехии и Словении пособие за первые 3 дня временной нетрудоспособности вообще не выплачивается. Впрочем, подобные сравнения выглядели бы уместно лишь в случае сопоставимости отечественной и европейских пенсионных систем и состояния медицинского страхования. К тому же упомянутые страны не декларируют «социальную ориентированность» в качестве главного приоритета своей бюджетной и экономической политики.

Уменьшение общеустановленного размера обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для работодателей, а также отнесение расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 календарных дня нетрудоспособности за счет работодателя (плательщика обязательных страховых взносов) позволят сократить расходы фонда на 674,2 млрд. Br в год. Соответственно, должна уменьшиться потребность в возмещении расходов ФСЗН из средств республиканского бюджета. При этом каких-то последствий принятия указа в отношении юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, разработчики не видят. Очевидно, такие мелочи, как перенастройка бухгалтерских программ, время и деньги, затраченные на освоение очередных новшеств (при том что вопрос с обложением платы за семинары отчислениями в ФСЗН до сих пор висит в воздухе), здесь не в счет. Между тем в целом по республике эти хлопоты обойдутся, как обычно, в кругленькую сумму, ощутимую для многих предприятий.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ отметим, что согласно проекту на суммы средств работодателя, направленные на выплату пособия по временной нетрудоспособности, взносы в ФСЗН не начисляются. При этом ничего не говорится о том, будут ли эти суммы учитываться при исчислении налога на прибыль. Вопрос отнюдь не праздный: ведь эти выплаты не связаны напрямую с производством и реализацией продукции, и, следовательно, вряд ли их можно считать затратами, учитываемыми при налогообложении с точки зрения ст. 130 НК. Но ни в этой статье, ни в ст. 131, регламентирующей состав затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, подобные выплаты не значатся. Заодно, если уж власти собрались стимулировать заботу нанимателей о здоровье работников, следовало бы определиться с налогообложением расходов на оздоровление и профилактику. Например, прямо указать, что любые расходы на эти цели (включая прививки) не облагаются подоходным налогом и отчислениями в ФСЗН, а также учитываются при исчислении налога на прибыль, хотя бы в пределах каких-то норм. Конечно, с одной стороны, это несколько уменьшит поступления в бюджет, но с другой — сократит расходы государства на медицину, увеличит производительность труда и будет способствовать приумножению человеческого капитала. В результате все общество только выиграет.

Вадим ЛЕБЕДЕВ
 
 

МНЕНИЕ

СПЕЦИАЛИСТА

Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель Правления, директор БСПН им. Кунявского, член Правления Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

Новость о снижении пенсионной нагрузки на 1% наниматели примут положительно, но это не решит их проблем. Работник в настоящей системе социального страхования находится практически вне зоны ответственности. И завтра (через год или два), когда количество пенсионеров возрастет, а трудоспособного населения станет еще меньше, вопросы наполнения ФСЗН и размеры выплачиваемых пенсий станут еще острее.

А вот изменения порядка оплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту в первые три дня за счет средств нанимателя вызывают совершенно противоположные эмоции. Прежде всего это связано с источниками выплаты и администрированием данного процесса.

По-видимому, источником выплаты таких пособий будет прибыль, которой у многих нет либо она стремится к нулю. Напомним, в республике на 1 мая убыточными были 17,9% от общего количества организаций, причем у 46,5% прибыльных компаний рентабельность составляла от 0 до 5%. Возникает вопрос: за счет каких средств убыточным организациям выплачивать пособия? Или такие выплаты не производить вообще в связи с отсутствием целевых ресурсов?

Данную норму можно рассматривать как своеобразное наказание для организаций, у которых так называемый социальный пакет уже содержит расходы на оздоровление и профилактику заболеваний среди своих работников. Не будет ли это основанием для пересмотра бюджета социального пакета в сторону уменьшения? Как объяснить собственникам, что часть прибыли, причитающаяся на выплату дивидендов и/или модернизацию производства, необходимо отдать на оплату пособий?

Кроме того, администрирование процесса начисления, выплаты, отражения в бухгалтерском учете и отчетности (включая формы ФСЗН и, в частности, ПУ-3) повлечет за собой дополнительные расходы времени и средств нанимателя, что негативно отразится на налоговом рейтинге страны.

Считаю, что в Беларуси пора приступить к более кардинальной реформе социального страхования, которая должна предусматривать равную ответственность нанимателя и работника. Необходимо также развивать медицинское страхование, используя передовой зарубежный опыт. Кстати, БСПН им. Кунявского еще в 2012 г. подготовил и направил в адрес социальных партнеров (правительства и профсоюзов) Концепцию реформы социального страхования, которая должного понимания пока не нашла. Не оказалось бы слишком поздно…