$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЗДОРОВЬЕ КАК КОРПОРАТИВНЫЙ ФАКТОР©

30.05.2014

Сегодня в частных медицинских центрах трудно найти специалистов, для которых это было бы основным местом работы. Чаще всего врачи государственных медучреждений работают там во вторую смену. Это неизбежно отражается на качестве услуг, внимании к пациентам. Перед такой проблемой отечественная медицина стоит давно. Столько же идут дискуссии об ограничении прав или свобод в сфере платного лечения, полагает директор Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения Сергей КОРЫТЬКО.

В 2013 г. объем оказанных платных медуслуг в нашей стране составил около 1,5 трлн. Br. Но трудно сказать, можно ли считать эти цифры свидетельством удовлетворенного спроса. При этом, по мнению С.Корытько, данные статистики не отражают всего объема рынка медицинских услуг, который на самом деле гораздо больше. Медицинские центры пока не так много предлагают народу.

Отечественное законодательство провозглашает, что медицина у нас бесплатная. Однако подзаконные акты — постановления Совмина и Минздрава — определяют ограниченный перечень медуслуг, которые могут оказываться за деньги. Неудивительно, что желающих платить за лечение относительно немного, и рынок этих услуг находится в фазе становления. Для его развития требуется значительная работа с населением, убежден С.Корытько. «Посмотрите, в канун Нового года все в магазинах, но абсолютно пусто в медцентрах. Народ не хочет тратить деньги на свое здоровье, предпочитая расходы на автомобили, корпоративы. Мало кто из руководителей предприятий готов тратить деньги на диспансерный осмотр своих сотрудников. Да и сами граждане не воспитаны в убежденности, что заниматься своим здоровьем — обязанность каждого, и его профилактикой следует заниматься за свой счет. При этом у государства есть свои приоритеты: кардиология, онкология, туберкулез, неотложная помощь, травматология. Но есть вопросы здоровья, остающиеся сугубо личными. Когда это поймут как бизнесмены, так и их работники, начнется настоящее становление рынка платных медицинских услуг.

В деле сохранения здоровья граждан крайне нужны партнерские отношения корпоративного сектора с государством. Мы не говорим о том, что туберкулез надо лечить за деньги, а о том, что медосмотр надо проходить платно, что это могут быть деньги предприятий или личные. Надо приходить в медцентры за советом, за комплексными оздоровительными мероприятиями.

В прошлом году объем выручки центра, которым руководит С.Корытько, вырос по сравнению с 2012 г. примерно на треть, до 26,5 млрд. Br. Даже с учетом роста цен это немало. Наиболее популярными являются диагностические исследования, составляющие почти 20% всех услуг. Далее следуют лабораторная диагностика и консультации и лишь 19% приходится на оздоровительные услуги. Структура потребляемых услуг зависит от доступности бюджетной медицины. Если в поликлиниках есть очередь на УЗИ или гормональные исследования, то люди ищут, где это можно сделать быстрее. Поэтому диагностические услуги и стоят на первом месте, в них лидируют более-менее дефицитные исследования, такие как, например, эхокардиография, которые требуют особой подготовки специалистов, особого оборудования. Оздоровительные услуги стали более доступными, почти в каждой поликлинике есть свое реабилитационное отделение, а в стране в целом создана хорошая санаторная база...

В центре граждане непосредственно оплачивают около 70% предоставляемых услуг, растет количество договоров с организациями. Так, в прошлом году они принесли 15% выручки, еще 13% — договора на обслуживание со страховыми компаниями, в т.ч. с Белгосстрахом и Белэксимгарантом. Если страховой рынок продолжит расти, то вырастет и доля медуслуг для корпоративного сектора.

Пока же этот рынок далек от насыщения, полагает С.Корытько. Республиканский центр, будучи госпредприятием, оказывает разрешенные законодательством платные услуги, но не вправе предоставлять некоторые обязательные для бюджетной сферы услуги. Их могут оказывать частные медцентры, но они не всегда в этом заинтересованы, поскольку для них важна быстрая окупаемость оборудования. Например, частник не станет приобретать дорогостоящий аппарат компьютерной томографии, т.к. понимает, что при нынешних ценах и возможностях населения он никогда не окупится. А спрос на такие услуги есть. Для сравнения: в Европе исследование на магнито-резонансном томографе стоит 1 тыс. EUR, а в Беларуси — примерно 50. Поэтому высокозатратные исследования еще нескоро будут предложены в частном секторе медицины. Впрочем, в офтальмологии есть удачный опыт использования новых технологий и дорогостоящей техники в частных медцентрах. В целом же приобретается оборудование со сроком окупаемости в 4–5 лет.

Особая проблема — отсутствие паритета цен на услуги. Скажем, стоимость стрижки в парикмахерской у мастера, который обучался всего несколько месяцев, и консультация врача высшей категории одинакова. Цены в платной медицине ограничены, а тарифы на коммунальные услуги, охрану и т.п. постоянно растут. По мнению С.Корытько, повышение цен на медицинские услуги должно быть синхронизировано с остальными, учитывать общий уровень инфляции, ситуацию на рынке труда и стоимость материальной базы. Не смешно ли, что выровнять диск на СТО стоит 300 тыс., а консультация врача по вопросу здоровья живого человека — в 5 раз меньше. Наверное, только медики понимают, что цены на свои услуги бесконечно повышать нельзя, отсюда и низкая доходность медуслуг. Скажем, в центре рентабельность за год составила 6,5% — притом что, будучи бюджетной организацией, он не платит некоторых налогов.

При действующих тарифах на медицинские услуги средств на инвестирование в развитие нет, их хватает лишь на то, чтобы обеспечивать текущее обслуживание технической базы, и на среднюю зарплату. Пока центру помогают государственные капиталовложения. Соотношение бюджетных и заработанных средств на содержание центра составляет 32% на 68%. Но как госучреждение центр принимает больных с эндокринной патологией по направлению областей и города бесплатно. Впрочем, практически все направления деятельности оказываются не слишком прибыльными, за исключением разве что консультаций, да и то лишь потому, что они не требуют затрат

По мнению С.Корытько, в структуре себестоимости медицинских услуг расходы на оплату труда должны составлять не менее половины, а прибыль (по крайней мере теоретически) может составлять до 30%. Это позволило бы центру чувствовать себя уверенно в финансовом отношении. Однако приходится выбирать оптимальный баланс между зарплатой и расходами на содержание центра, правильно соотносить экономическое стимулирование с требованиями к развитию.

Успех на рынке медуслуг определяют материальная база, кадры и правильно построенная реклама, считает С.Корытько. Однако реклама должна быть правдивой, т.к. не всегда медицина независимо от базы и подготовки специалистов может удовлетворить ожидания клиента.

Тем не менее в центре всегда контролируется качество лечения по системе, разработанной в Минздраве, по ряду критериев. Заведующий отделением анализирует карточки всех больных, которые получали услуги, и дает заключение по балльной системе. Кроме того, примерно половину всех карточек еще проверяет начальник медчасти, который тоже дает заключение. На обоих этапах контроля сравниваются сделанные назначения с протоколом лечения для каждого заболевания. Затем ежемесячно выводится коэффициент качества работы каждого медицинского сотрудника.
 
Оксана КУЗНЕЦОВА