$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЗАЯВИЛ – И РАБОТАЙ

21.12.2007

Зарегистрировать фирму или стать индивидуальным предпринимателем с 1 января 2008 г. можно будет в 4 раза быстрее — в течение 5 дней вместо 20, а сам процесс станет заявительным. Это следует из Декрета от 17.12.2007 № 8 (рег. № 1/9214 от 19.12.2007), который упрощает действующий порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. По мнению экспертов, это позволит Беларуси на порядок приблизиться к европейским стандартам, а также повысить свое место в рейтинге Всемирного банка.

Государство станет больше доверять своим экономически активным гражданам. Регистрирующие органы освободили от необходимости проводить проверку документов, представляемых для госрегистрации. Теперь они обязаны лишь принимать документы, рассматривать их состав и содержание на предмет наличия либо отсутствия оснований для отказа в регистрации. При этом регистрирующий орган вправе запрашивать у других госорганов дополнительные сведения об учредителях и участниках регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лицах. Такую информацию они должны получить в течение двух рабочих дней со дня отправления запроса. Ответственность за представленные в документах сведения перекладывается на самого заявителя, к чему давно призывало государство бизнес-сообщество.

Правда, расслабляться все равно не следует, поскольку если регистрирующий орган выявит, что заявитель умышленно представил недостоверные сведения (скрыл факты, которые могли служить основанием для отказа в регистрации), то он на год лишается права зарегистрировать фирму или ИП. Если же заявитель считает, что в регистрации (либо ликвидации) предприятия ему отказали необоснованно, он может обжаловать решение регистрирующего органа в суде.

Декрет разрешает не указывать в учредительных документах виды деятельности, которыми предполагает заниматься заявитель, за исключением лицензируемых. Достаточно лишь указать их в заявлении о госрегистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о видах деятельности до начала их осуществления.

Кроме того, сокращается перечень документов, подаваемых для госрегистрации. Не нужно будет представлять гарантийное письмо о согласовании места размещения организации (сведения о «месте жительства» предприятия должны указываться только в заявлении на госрегистрацию); документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) — физических лицах; решение о создании юридического лица; анкеты учредителя (участника) юридического лица.

В два раза уменьшены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. Так, для ОДО, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в т.ч. сельскохозяйственных производственных кооперативов, они составят 200 EUR; для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, — 400 EUR; для обществ с ограниченной ответственностью — 800 EUR; для ЗАО — 1500 EUR и ОАО — 6250 EUR.

При этом коммерческим организациям, которые собираются заниматься производством и сообщают об этом в заявлении о госрегистрации (либо указывают виды деятельности в учредительных документах, если они лицензируются), разрешено сформировать уставный фонд на 50% меньше минимального размера для соответствующей организационно-правовой формы. Однако размер уставного фонда придется повысить до минимального, если в течение шести месяцев со дня регистрации организация не работала ни по одному из указанных видов производственной деятельности либо объем реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственного производства по итогам года составил меньше половины общего объема.

Значительно проще будет закрыть предприятие, а также свернуть деятельность ИП. В данном случае Декрет закрепляет принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими госорганами. Уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы должен регистрирующий орган. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования, направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения. Предприятию либо ИП достаточно лишь представить в регистрирующий орган находящиеся у него документы: подлинник свидетельства о госрегистрации, печать, штампы, ликвидационный баланс и т. п., на основании которых регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«Все революционные новшества, которые фигурировали на стадии проекта декрета, сохранились. Это довольно неожиданно, поскольку проекты не всегда совпадают с окончательным вариантом, — прокомментировал «ЭГ» заслуженный юрист Беларуси, советник МФК Валерий Фадеев. — Очень радует, что регистрирующие органы не будут проверять содержание учредительных документов и перекладывают ответственность на заявителя, как это принято в цивилизованных странах. Это означает, что государство соглашается ослабить свой тотальный контроль в этой сфере». По мнению эксперта, механизм регистрации и ликвидации предприятий приблизился к европейским стандартам. В Европе действует еще более либеральный уведомительный принцип регистрации, когда человек просто сообщает государству о своем намерении заниматься тем или иным бизнесом. Тот принцип регистрации, к которому переходит наша страна, находится где-то посередине между разрешительным и заявительным.

Если принятые нормы будут работать, вхождение в бизнес облегчится в два-три раза, считает В.Фадеев. Есть только один важный момент, который пока не решен, — отсутствует единый регистрирующий орган.

«Право регистрации имеют местные органы и некоторые ведомства (Нацбанк, Минфин, Минюст), а также администрации свободных экономических зон. Хотя порядок регистрации/ликвидации и прописан в Декрете, тем не менее, есть еще практика правоприменения. Поэтому могут возникнуть различия. Остается надеяться, что огрехи сможет подчищать Минюст, за которым закреплено методологическое руководство процессом регистрации», отметил эксперт.

Нормы, которые были приняты по ликвидации, должны расчистить «кладбище» неработающих субъектов хозяйствования, считает В.Фадеев. Многие ждут ликвидации фирмы более 7 лет. В то же время руководители, чьи фирмы находятся в стадии закрытия, не имеют права открыть новое предприятие.

Улучшение условий регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, несомненно, должно сказаться на положении Беларуси в рейтинге стран Всемирного банка по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Напомним, в последнем исследовании наша страна заняла 110-е место из 178 стран, поднявшись за последний год на 19 позиций. Произошло это в основном за счет улучшения условий по регистрации нового предприятия. Задача подняться на 85 позиций и войти в число первых 25 стран в рейтинге ВБ, чтобы увеличить объемы иностранных инвестиций в отечественную экономику, напомним, была недавно поставлена перед правительством (см. «ЭГ» № 87, 90). Теперь, отмечают эксперты, остается упростить и условия работы предприятий, чтобы сказка с легкой регистрацией не обернулась былью серых изнурительных будней.

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях