$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЗАВЕРШИТЬ СДЕЛКУ ВОВРЕМЯ©

25.11.2011

Комитет госконтроля разъясняет особенности завершения внешнеторговых операций в соответствии с действующим законодательством и мер ответственности за нарушение его норм.

Одним из основных нормативных правовых актов, регламентирующих внешнеторговую деятельность, является Указ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». С момента принятия данный акт претерпел значительные изменения, в связи с чем нередко возникают вопросы, касающиеся применения мер ответственности.

Согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте — не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Такая формулировка установлена Указом от 19.02.2009 № 104 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178». До этого времени резиденты обязаны были обеспечить прекращение обязательств нерезидентами.

Учитывая, что и завершение внешнеторговой операции, и прекращение обязательств нерезидентами преследует одну цель (например, поступление денежных средств при экспорте товара), несоблюдение резидентами сроков, предусмотренных в подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, как до вступления в силу Указа № 104, так и позже является нарушением.

В соответствии со ст. 11.34 КоАП, действовавшей до 23.02.2010 г., превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций влечет наложение штрафа в размере до 2% не полученных в срок денежных средств (стоимости не полученных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в срок денежных средств (стоимости не полученных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг). С 23.02.2010 г. ответственность за данное правонарушение была предусмотрена ст. 11.37 КоАП, а с 12.01.2011 г. — частью 1 ст. 11.37 КоАП в таком же размере.

С учетом того, что по данному вопросу не был принят нормативный правовой акт, устраняющий административную ответственность либо противоправность деяния, отсутствует обстоятельство, исключающее административный процесс (ст. 9.6 ПиКоАП). Следовательно, субъекты хозяйствования несут установленную КоАП административную ответственность за нарушения, совершенные как до 23.02.2010 г., так и позже.

С 16.11.2011 г. вступил в силу Указ от 9.08.2011 № 347 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178». При этом с целью единообразного исчисления сроков, оговоренных Указом № 178, в его подп. 1.6.3 п. 1 (с учетом изменений, внесенных Указом № 347) установлено, что датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза таможенные процедуры, определенные Нацбанком для целей валютного контроля. Эта норма приведена в соответствие с требованиями ТК ТС, в статье 202 которого предусмотрены виды таможенных процедур, под которые помещается товар.

Заметим, что до 16.11.2011 г., согласно Указу № 178, датой отгрузки (поступления) товаров являлась дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом РБ. В соответствии с подп. 1.36 п. 1 ст. 8 ТК под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами. При этом подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС предусмотрено, что таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о тождественности понятий «таможенный режим» и «таможенная процедура», установленных соответственно таможенными кодексами РБ и ТС. Таким образом, при исчислении сроков завершения внешнеторговых операций следует руководствоваться датой помещения товаров под таможенный режим или датой помещения товаров под таможенную процедуру, в зависимости от времени оформления таможенных документов.

Дополнительно отметим, что постановлением Совмина и Нацбанка от 5.11.2011 № 1483/22 по отдельным видам внешнеторговых договоров установлены специальные сроки завершения внешнеторговых операций, а также условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком.

Андрей МАТЮШЕНКО, начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности КГК РБ