$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Затяжной старт

01.12.2009

Проблемы с финансированием жилищного строительства вынудили изменить порядок формирования очередей на получение льготных кредитов. С одной стороны, избыточные аппетиты и постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на квартирный учет серьезно ограничены Указом от 16.11.2009 № 543. А с другой — очередникам предлагаются все новые способы самостоятельного решения своих квартирных проблем.

Впрочем, до сих пор эти предложения не вызывали ответного энтузиазма у населения. Примерно 701 тыс. семей настойчиво ждут дешевых кредитов «Беларусбанка» и «Белагропромбанка» — двух основных финансовых агентов на стройрынке. И несмотря на размах жилищных программ (в этом году ввод жилья должен быть увеличен до 6 млн. м2), ждать приходится долго. К примеру, сегодня в Минске подошла очередь граждан, которые зарегистрировались в УКСе Мингорисполкома 20 лет назад…

Как отметил на недавних парламентских слушаниях вице-премьер Виктор Буря, проектом бюджета 2010 г. предусматривается выделить только на компенсацию процентов по льготным кредитам 1,333 трлн. Br: «Очень скоро ежегодные расходы бюджета только на обслуживание льготных кредитов на жилищное строительство могут стать соизмеримыми с объемами льготного кредитования». В период быстрого экономического роста республика еще могла выдерживать такую нагрузку, но сейчас на это рассчитывать явно не приходится.

В целом жилищная программа 2009 г. оценивается в 7,95 трлн. Br, в т.ч. 3,8 трлн. Br кредитов (из них льготные 3,5 трлн. Br). В то же время, по данным зампреда правления Нацбанка Николя Лузгина, из-за неустойчивого притока средств физических и юридических лиц и снижения внешних заимствований вызывает тревогу ликвидность активов банковского сектора. В январе-октябре разрыв между долгосрочными активами и пассивами увеличился по сравнению с началом года на 8,8 трлн. Br и достиг 19,2 трлн. Br.

Естественно, основной груз проблем ложится на «Беларусбанк» и «Белагропромбанк». Есть возможность частично решить их с помощью внесения дополнительных средств в уставные фонды, но такой вариант в сложившейся ситуации требует согласия нашего внешнего кредитора — Международного валютного фонда.

В качестве одной из превентивных антикризисных мер в сфере финансирования жилищного строительства рассматривался Закон «Об ипотеке», принятый в 2008 г. Однако документ, что называется, не сработал. Руководитель профильной парламентской комиссии Галина Полянская считает, что причинами этого стало отсутствие долгосрочных источников кредитования, неподъемные процентные ставки, сложная и крайне неэффективная процедура взыскания залогового имущества (квартир и частных домов) с недобросовестных должников и т. д.

В ходе слушаний в Палате представителей были сформулированы основные идеи, которые позволят, наконец, оживить ипотеку. Речь идет о внесении изменений в Гражданский кодекс (в части порядка взыскания залога) и скорейшее принятие закона «О жилищных строительных сбережениях».

Стоит отметить, что названный законопроект остается предметом острой дискуссии между его основным разработчиком — Минстройархитектуры и депутатами нижней палаты. Последние, в частности, настаивают на государственной поддержке участников программ жилстройсбережений. Вкратце механизм таков: гражданин в течение нескольких лет вносит средства в специальный сберегательный фонд. После накопления определенной суммы (части стоимости квартиры) он получает право на льготный заем из этого же фонда, а также премию от государства за участие в долгосрочном кредитовании национальной экономики. В качестве ипотечного обеспечения предоставляется новое или реконструируемое жилье. Замкнутая схема такого взаимного кредитования позволяет значительно снизить процентные ставки для заемщиков, номинировать вклады не в национальной валюте, а в условных м2, что гарантирует их от инфляции и колебаний рыночной конъюнктуры.

Именно госпремия может стать одним из главных стимулов для развития проекта. Так, по статистике средний срок депозитного вклада физлиц не превышает 8,5 месяцев, а для эффективного продвижения ипотечных программ необходимо отвлечение средств на 10-20 лет. В таких условиях самостоятельные попытки некоторых банков внедрить элементы стройсбережений пока не оправдали себя. «Беларусбанк», к примеру, в 2009 г. выдал своим клиентам по завершении накопительного периода 500 льготных ипотечных кредитов. Для сравнения в Чехии за этот же период было оформлено 417 тыс. подобных сделок. Комплексная система строительных сбережений чрезвычайно популярна в большинстве европейских стран и есть надежда, что уже в ближайшие месяцы она начнет внедряться и в Беларуси.

«Разработка законопроекта затянулась, — резюмировал В.Буря. Учитывая время, необходимое для принятия закона, его адаптацию и прохождение начального накопительного периода, первые результаты действия мы получим еще не скоро — через 6-7 лет. И чем дальше будут отодвигаться эти сроки, тем ощутимее будут ежегодные расходы бюджета».

Владислав ПЛАТУН