Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
28.09.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЗАТРАТЫ СВОБОДНЫЕ И НЕОБХОДИМЫЕ

Значительным шагом в направлении либерализации условий осуществления экономической деятельности и реформировании бухгалтерского учета станет Указ от 23.09.2010 № 484 «О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132», отменяющий право правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость, а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности.

Значительным шагом в направлении либерализации условий осуществления экономической деятельности и реформировании бухгалтерского учета станет Указ от 23.09.2010 № 484 «О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132», отменяющий право правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость, а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности. Этот документ будет иметь важные последствия как для бухучета, так и для ценообразования и налогообложения.

После вступления в силу Указа № 484 придется отменить постановление Совмина от 23.07.2001 № 1081 «О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», а также целый ряд нормативных актов в этой сфере. Так, упразднение установленного Указом № 132 права правительства определять порядок выплаты зарплаты для юридических лиц, основанных на государственной собственности, связано с тем, что основные элементы такого порядка сегодня включены в акты законодательства более высокой юридической силы.

Теперь Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда и соцзащиты от 30.10.2008 № 210/161/151, будут носить только рекомендательный характер, а организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости.

О необходимости подобного шага наша газета писала год назад («ЭГ № 37 от 19.05.2009, статья «Основные положения по составу проблем»). Но прежде чем бурно радоваться желанному послаблению, проанализируем его последствия. Ведь самостоятельность в столь деликатных сферах, как бухгалтерия, должна иметь четко очерченные границы. Имеются они и у нас.

ВО-ПЕРВЫХ, Инструкция по бухучету «Расходы организации», утв. постановлением Минфина от 26.12.2003 № 182, содержит определение затрат как стоимостной оценки ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат. Имеется здесь и определение расходов, под которыми понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода — прибыль или убыток. Кроме того, в Инструкции № 182 даны общие указания по учету и оценке расходов по видам деятельности (в т.ч. себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих расходов и расходов на реализацию), а также операционных и внереализационных расходов.

ВО-ВТОРЫХ, в Инструкции № 182 есть закрытый перечень случаев, когда выбытие активов расходом не признается. Этого, на первый взгляд, достаточно, чтобы обеспечить надлежащий учет расходов и, соответственно, финансовых результатов без объемного и не всегда внятного перечисления всех мыслимых статей затрат, которые могут возникнуть на предприятиях. Подтверждением такого подхода может служить и мировой опыт: отдельного документа, регламентирующего состав затрат, нет ни в международных стандартах финансовой отчетности, ни в национальном законодательстве большинства стран мира. Но там доходы и расходы рассматриваются в виде компонентов, непосредственно связанных с прибылью, а потому представление в отчетности элементов, определяющих финансовый результат, регламентировано достаточно подробно. Например, в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности МСФО помимо определения расходов имеются основополагающие допущения, в т.ч. требование учета по методу начисления и ряд качественных характеристик и ограничений, соблюдение которых должно обеспечивать достоверность финансовой отчетности. В частности, МСФО требуют, чтобы расходы признавались своевременно — в тех периодах, к которым они относятся, с соблюдением принципа осмотрительности, подразумевающего, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы — занижены. Кроме того, в отдельных стандартах имеются указания по признанию расходов — амортизации основных средств и нематериальных активов, запасов и процентов по займам и т.п. МСФО также предусматривает весьма четкое разделение расходов, влияющих на текущий финансовый результат и списываемых прямо на уменьшение капитала. Таким образом, зарубежные правила учета не позволяют включать в затраты «все что угодно». У нас также либерализация бухучета затрат даст положительный эффект, только если базовые принципы МСФО станут нормами белорусского законодательства и будут неукоснительно применяться на практике. Только это позволит предотвратить искажение отчетных показателей в любую сторону — в том числе и с одобрения правительства, не раз прямо предписывавшего в прошлом не начислять амортизацию, списывать «добровольные» пожертвования селу на затраты, а убытки от продажи продукции ниже себестоимости — за счет добавочного фонда и т.п.

ВПРОЧЕМ, большинство белорусских бухгалтеров, в отличие от своих зарубежных коллег, гораздо больше, чем достоверностью бухгалтерской отчетности, озабочены правильностью исчисления и уплаты налогов. Между тем согласно ст. 130 НК затраты для расчета налога на прибыль определяются исходя из данных бухгалтерского учета с проведением при необходимости расчетных корректировок. Последние требуются по ограниченному списку затрат, не учитываемых при налогообложении, содержащемуся в ст. 131 НК. Перечень затрат для целей налогового учета в Особенной части НК отсутствует с 1 января текущего года, а теперь его не будет и для целей бухучета. Но в большинстве стран мира для целей исчисления налога на прибыль более или менее подробный состав затрат, как правило, определен в соответствующих законах. По такому пути, к примеру, пошли наши партнеры по таможенному союзу, в чем можно убедиться, заглянув в главу 25 НК РФ или раздел 4 НК Казахстана. Причиной такого подхода является не неумение объединить бухгалтерский и налоговый учет, а ясное понимание их различий.

Если целью бухучета является представление достоверной информации об экономическом состоянии компании, то налоговый учет предназначен исключительно для определения элементов налогообложения и исчисления налогов. При этом сочетание фискальных, стимулирующих и ограничительных интересов государства, нередко порождает отличия налогового учета от бухгалтерского. И чем сложнее экономическая система, тем больше таких отличий.

СЛЕДУЮЩИЙ аспект – ценообразование. В соответствии с п.5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, затраты включаются в плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Однако, согласно Указу № 484 себестоимость продукции (работ, услуг), в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), будет формироваться в соответствии с законодательными актами, регламентирующими вопросы ценообразования. С одной стороны, регулируемые цены (тарифы) в Беларуси в соответствии со ст.7 Закона «О ценообразовании» применяются только для предприятий-монополистов, а также на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный (и довольно обширный) перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином. С другой стороны, Указ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» все еще обязывает субъектов хозяйствования (кроме применяющих УСН с ведением книги учета доходов и расходов) обосновывать цены соответствующими экономическими расчетами. Невыполнение этого требования до сих пор грозит штрафом по ст.12.6 КОАП – до 30% «не обоснованной» выручки. Изменятся ли эти ключевые нормы ценового законодательства? Если да, то отечественный бизнес избавится от одной из основных своих проблем.

В заключение отметим, что если государство разрешит предприятиям самостоятельно определять состав своих затраты и перестанет вмешиваться в методику калькулирования, это не значит, что цены можно формировать «с потолка» без всяких расчетов. Наоборот, у нас появится, наконец, возможность пользоваться обширным и разнообразным инструментарием современного управленческого учета. Было бы желание...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений